Но пожар в селе Коренево Курской области потряс не только местную общественность. Полыхнуло на всю страну. Оказалось, электрики за неуплату вырубили свет, молодая мамаша зажгла свечи, чтоб дети не пугались темноты, и ушла на дискотеку. Погибли малютки - годовалая Даша и двухлетний Андрей. И долг-то был всего 1122 рубля. Так кто же виноват в этом жутком пожаре? Электрики, мамаша, противопожарные службы?
Яна Дарбинян без преувеличения слыла первой красавицей на селе. Армянская кровь подарила этой прелестнице жгучие глаза, пышные волосы и модельную фигуру. От ухажеров отбоя не было. Однако в 17 лет не убереглась: забеременела от Володи Скульского. Тот сделал предложение. Сыграли свадьбу. Тут же родила Андрейку. Потом Дашутку. Работать или учиться времени не было. Вся надежда на мужа. А Владимир надежды не оправдал.
- Он гулять начал сразу после рождения первенца, - говорит соседка Яны, Ирина. - Бил ее частенько. Сами знаете, как это бывает...
Коренево мне показалось благополучным селом. Работа есть. Завод низковольтной аппаратуры гонит продукцию на Запад. Огромный солодовый комплекс вот-вот вступит в строй. А там рабочие руки нужны. На улицах новенькие французские автомобильчики - один банк давал выгодные кредиты и сельчане приобрели целый автопарк. Живи, работай, расти детей. Но Володька на семью "забил". Мелкие заработки уходили на водку. То Яну с детьми к себе в соседнее село перевезет. То у родителей ее оставит, а сам по подругам.
Яна развелась в сентябре. Артур - отец Яны и дедушка двум очаровательным детишкам решение поддержал. Малюток - в детский сад. Яну кассиром в магазин пристроил. Жил Артур через дом. Так что поддержка была во всем, кроме ночных гулянок.
Вот подружки у Яны бедовые были. Мужей нет. Детей нет. "Зажигали" по полной. Ну и Яна туда же. Недогуляла свое: из-под отцовской опеки - сразу под венец. А что? Разве не имеет права после развода? Двадцать лет бывает только раз.
Дети засыпали быстро. Пока мама красится, уже сопят в четыре дырочки. Юрк в калитку, чтоб папа не увидел. И до утра.
Долг в 1122 рубля по нынешним временам и долгом называть нельзя. Да и в доме малютки - у кого рука поднимется резать провод? Обрезали. Потек холодильник. Яне в администрацию бы, энергетикам позвонить. А она на папу понадеялась - он всё уладит. Взяла у него только свечки. Те самые. Сейчас она себя проклинает. Но ребятишек-то не вернешь...
Их нашли на диване. Там, куда уложила их Яна. Спали, обнявшись. Задохнулись дымом во сне. Хоронили всем селом. Маленькие гробики были закрыты. То, что делает пожар с ребенком, - страшнее картины не придумаешь. На следующий день в Коренево зачастили журналисты. Появились броские заголовки и жаркие дискуссии в Интернете: "Дети сгорели из-за 1200 рублей!", "Как власть убивает нас", "Жадность электриков сгубила юные души".
На пепелище
|
Видео: Юрий Снегирев/ РГ |
Дарбиняны намертво заколотили калитку, чтобы непрошеных гостей не пускать. Сами ходят огородами. "Побойтесь Бога! Еще детские души летают над нами, а вы со своими диктофонами лезете!" - слышалось из-за глухого забора. Но для корреспондента "Российской газеты" Артур сделал исключение. Когда я входил в дом, навстречу вышла Яна. Я это понял по набухшим глазам и черному платку. В этом доме все говорят шепотом. В спальне, на тумбочке фотографии внуков, икона и две обгоревшие свечи. Такие же, от которых начался пожар...
- Пожар начался не из-за свечек! - заявил мне Артур.
- А из-за чего?
- Уверен, что из-за электропроводки. Пойдемте в тот дом. Я вам первому покажу...
Мало что осталось от дома Яны Скульской. Крыша сгорела. Валяются обугленные рамы. Но диван, на котором спали малютки цел. И сервант, на котором стояла одна свеча.
- Пожар начался не здесь! - ведет меня на кухоньку Артур. - А вот здесь. Видите - пол выгорел. И кусок проводки. А свеча стояла на холодильнике. Ни занавесок, ни других горючих материалов поблизости не было! Только буханка хлеба, пакет макарон и кулек с рисом...
- Какая проводка, если дом был обесточен?
- А вот и нет! Свет не горел, это правда. Но счетчик светился красным огоньком. Вот, я на телефон снял! Значит, ток в проводах был!
К разговору присоединяется Яна.
- Я, когда уходила к подруге, свечи потушила. Разве я похожа на ненормальную? Дети у меня прекрасно спят в темноте. Это всё журналисты сочинили. И еще сочинили, что я пьяная была. Я же уже неделю на успокоительных... Ну как так можно?! Если вас интересует, кто виноват, пишите: во всем виновата я. Мне нельзя было оставлять детей одних. Я это понимаю. Теперь. Чего вы хотите? Чтобы я руки на себя наложила? Так я хоть завтра, хоть сейчас. Винить себя будете потом!!!
Из дома вышла родственница с мензуркой, пахнущей эфиром. Яна привычным движением опрокинула ее в себя. Истерики не случилось. Не первый раз я проклинал свою профессию. Но дойти до истины важнее.
Последний долг
А у пожарных истина уже найдена. Прапорщик с пунцовым лицом, просивший не называть себя, живо обрисовал картину.
- Вы ее знаете? Не знаете! Детей прогуляла. Сказку слышали? Мышка бежала, хвостиком махнула, уголек упал на половичок, дальше - строго по науке. До утра продолжалось тление. А потом как вспыхнет! Сигнал поступил в 5.40. Все сходится. Нарушение противопожарных правил.
- Не могла свечка стать причиной пожара! - уверен специалист отдела ГО ЧС администрации Кореневского района Борис Борисенков. - Во всем виновата сельская администрация! Раньше надо было смотреть! Яну взять на учет как неблагополучную! И вести профилактику!
Борис Сергеевич катит "бочку" на главу сельской администрации Марину Дегтяреву. Сам того не понимая, что эти обвинения ложатся на него самого. Еще полгода назад он был этим самым главой. Потом его не выбрали. Так что "раньше надо было смотреть" - это к нему самому и относится. Марину Дегтяреву вызвал на ковер сам губернатор. Доложить и прояснить. Приехала она из Курска только к вечеру. И тут же вал звонков со всех телефонов.
- Сами видите, что у нас творится... - с досадой извинилась Марина Вячеславовна. - Как не вовремя вы...
С сельской администрации требуют характеристику на Яну Скульскую и опека, и милиция, и прокуратура, и аппарат губернатора. Надо как-то объяснить трагедию. А то получается, что власти из-за каких-то 1122 рублей погубили двух невинных крох. Но ничего дурного за Яной не числится. Обычная девчонка. Легкомысленная немного. А "бочки" с обвинениями катятся отовсюду...
В энергосбытовой компании тоже пахнет валерианкой.
- Нас обвиняют в том, что мы погубили детей. Что если бы не отключение, то все бы были живы. Пусть так, но выслушайте и наши доводы. Мы ночами не спим. Успокоительное пьем. Дайте высказаться! - попыталась открыть глаза на пожар одна из сотрудниц энергосбыта. Не называю фамилию по ее же просьбе.
- В этом доме жила одинокая бабулька. Яна купила это домовладение три года назад. Но лицевой счет не переоформила. Оплата за электроэнергию не поступала полгода. По закону после трехмесячной задолженности мы должны отключить свет. Трижды мы присылали уведомления. Предупреждали. Потом пошла команда на отключение. Пришел электрик. Он не знал, кто в доме живет. Да и мы не знали. У нас 12 тысяч абонентов по району. Разве всех упомнишь? А по бумагам там бабулька проживала. Так как в доме никого не было, а счетчик находился снаружи, электрик перекусил провода. Мы действовали строго по закону. Ну почему на нас все шишки летят?
- А если бы вы знали, что там живут маленькие дети, то электрик не перекусывал бы провода?
- Существует негласное правило - с детьми мы тянем до последнего. Что мы, изверги какие? А почему Яна не переоформила свой лицевой счет? Вот переоформила, тогда бы и не отключали...
- Артур утверждает, что огонек на счетчике горел на момент пожара. Значит, ток был в доме?
- Чушь! Напряжения в доме не было. До счетчика было, а дальше специалисты обрезали.
Возможно, что сотрудница энергосбыта и права. Но не знать на селе, кто в каком доме живет, это, простите, нонсенс! Хотя, какая разница? Неужели и вы думаете, что дети погибли оттого, что бездушные электрики отключили свет? Что именно послужило источником пожара, прояснит экспертиза. Сейчас она идет полным ходом. Ведь кроме свечек в доме была еще и печка. А что, если дети вставали ночью, пока мама отплясывала на ночной дискотеке?
Волну народного гнева удалось сбить. Детей не вернешь. По дворам ходят пожарные инспекторы. А Яна повзрослела. По секрету она сказала мне, что собирается послушницей в монастырь. По ночам ей снятся дети. Над ними черные тени. Отмолить прощение, прогнать эти тени - вот что для нее сейчас самое главное.