Он удостоился высокой чести быть участником Парада музеев, посвященного 100-летию Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
Интересно, что сотрудники объединения нашли этот музей случайно - в Интернете. Между тем Курганский музей музыкальных инструментов создан еще в 1999 году и стал поистине уникальным явлением в музыкальном мире. Во-первых, это частный музей, а работает в государственном учреждении - педагогическом колледже. Во-вторых, нигде в городе нет его афиш, а музей собирает тысячи посетителей (в прошлом году - 2,5 тысячи, а с начала этого учебного года - уже более трехсот). В-третьих, выставочные экспонаты можно не только потрогать руками, но и сыграть на них. Наконец, вход в музей бесплатный, что по современным рыночным меркам уже большая редкость.
Есть еще одна особенность: это не просто музей, а творческая лаборатория. Здесь рождаются яркие музыкальные проекты, раскрывается и оттачивается мастерство молодых талантов, проводится исследовательская работа. Дело в том, что руководитель музея заслуженный учитель России Юрий Куньшин преподает в педколледже музыку. Занятия со студентами проводит прямо в музее - небольшой комнате, в центре которой, как в кинотеатре, стоят в несколько рядов стулья. Перед "зрительным" залом - экран для демонстрации видеофильмов. Между залом и экраном - небольшое пространство, в нужный момент легко превращаемое в сцену. Часто экскурсии заканчиваются так: директор собирает из посетителей оркестр, и все вместе они исполняют знакомые мелодии на музейных инструментах. Даже тот, кто ни разу не брал в руки балалайку или свирель, у Куньшина начинает играть.
Точное количество музыкальных инструментов не может назвать даже сам коллекционер.
- Но, если хоть один пропадет, сразу замечу, - улыбается Юрий Куньшин.
Начало коллекции положил отец Юрия - Борис Куньшин. Его называли музыкантом и педагогом от Бога. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей в небольшом провинциальном Уржуме Кировской области. Только четыре года он отсутствовал в этом городке - когда шла война. Любовь к искусству Куньшин-старший сумел передать и своим детям: трем дочерям и сыну. В небольшой квартирке, где они жили, всегда были музыкальные инструменты, вспоминает Юрий. После смерти отца он перевез их в Курган. С тех пор кларнет, скрипка, окарина, итальянская мандолина, отметившая, кстати, в 2009 году столетний юбилей, и другие экспонаты заняли почетное место в музее.
Интерес Юрия Куньшина к национальным инструментам не случаен: он - член президиума Ассамблеи народов Зауралья, член правления Курганского отделения Российского фонда мира. В музее проходят встречи диаспор, зарубежных делегаций. И ни одна не обходится без музыки. Мечта директора - представить хотя бы одним инструментом каждую национальность Зауралья. Правда, места в музее может всем не хватить - их в регионе больше ста. Есть в коллекции экзотические вещи. Их привозят друзья и близкие из заморских командировок и дальних путешествий. Например, шаманский бубен, монгольский моринхур, африканские барабаны. Так что музей - это еще и своеобразный фонд мира.
Заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа Марина Ефимова отмечает еще одну важную функцию музея - профориентационную. Юрий Куньшин так организовал работу, что музей начинают посещать с детсадовского возраста. Нередки случаи, когда кто-то из детей становится прекрасным педагогом. Поэтому руководство педколледжа всячески поддерживает музей. В этом году, например, для удобства посетителей его перевели со второго на первый этаж.
А еще Юрия Куньшина называют музыкальным летописцем. Он создал уникальный городской аудио- и видеофонд. Куньшин сам снимает на видеокамеру все конкурсы, смотры, фестивали, концерты, проходящие в филармонии и в местных национальных центрах. Следит за судьбой и карьерой своих учеников.
- Я почему-то уверен, что если не сейчас, то позже это обязательно будет востребовано, - говорит летописец.
А посетители музея, в свою очередь, ведут собственную летопись в книге отзывов: она насчитывает уже четыре тома. Книгу с полным правом можно также назвать экспонатом: в ней вся история музея.
Юрий Куньшин признается, что не может пройти мимо интересной музыкальной вещи, особенно если она напоминает о близком человеке или важном событии. Например, немецкий баян 50-х годов прошлого века он купил за 100 рублей у мужичка на базаре. Тот еще удивился: зачем этому интеллигенту такая рухлядь? Баян был весь в дырах, пищал, шипел, свистел и почти не издавал приличных звуков.
- Такие инструменты привозили военнослужащие из Германии, теперь их не выпускают, - пояснил учитель.
Белорусскую цимбалу Куньшину продал знакомый плотник за 500 рублей. Увидел, как женщина хочет выбросить ее на помойку, забрал и принес в музей. Украинскую бандуру приобрел по бартеру у одного настройщика. Гусли, изготовленные местным трактористом, взял в обмен на дрова в селе Чимеево. В коллекции - две немецкие фисгармонии. Одна куплена по объявлению, а вторую Юрий привез из пригородного поселка. Хозяева выставили инструмент в сарай, а куры приспособили его под насест. Коллега случайно увидела немецкий раритет и сообщила коллекционеру. Теперь Куньшин думает, как его отреставрировать.