Об этом говорится в предварительном докладе организации, опубликованном 7 ноября. Основной вывод БДИПЧ - выборы были проведены профессионально, но американцам все равно необходимо улучшать свою избирательную систему. Несмотря на высокое доверие граждан, в таких областях избирательного процесса, как избирательные права, аккуратность составления списков избирателей, прозрачность финансирования предвыборных кампаний, процедура подсчета голосов и доступ иностранных наблюдателей, есть определенные шероховатости.
Исходя из доклада БДИПЧ, самую большую головную боль у наблюдателей и участников выборов вызывают региональные различия процедуры голосования. Федеральное законодательство устанавливает лишь самые минимальные стандарты, а детали процесса определяются самими штатами. Кроме того, зачастую некоторые изменения вносятся в избирательный процесс непосредственно перед выборами, о чем не успевают уведомить избирателей. Это также приводит к путанице.
Местное законодательство регулирует и доступ к участкам иностранных наблюдателей. В результате в Айове, Алабаме, Миссисипи, Мичигане, Огайо, Пенсильвании, Техасе и Флориде наблюдатели БДИПЧ не смогли проверить работу избирательных комиссий в день голосования. В докладе говорится, что это нарушает 8-й параграф Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года.
Проблемы с доступом к участкам возникли не только у иностранных наблюдателей. По подсчетам БДИПЧ, 4,1 миллиона граждан, являющихся резидентами США, не смогли проголосовать. Еще 600 тысяч человек - резиденты округа Коламбия, имели возможность отдать свой голос только за кандидатов в президенты. 5,9 миллиона человек были лишены права голоса из-за уголовного наказания, включая 2,6 миллиона граждан, кто уже отбыл тюремное заключение. Это противоречит принципу всеобщего избирательного права и обязательствам по обеспечению пропорциональности в ограничении избирательных прав, заявленных в параграфах 7.3 и 24 Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года. БДИПЧ рекомендовало властям США облегчить возвращение избирательных прав отбывшим наказание.
Еще 50 миллионов человек не зарегистрировались в качестве избирателей, хотя препятствий к отправлению ими своего права на голосование не было. Это вызывает вопросы к эффективности существующих мер информирования граждан об избирательном процессе. Кроме того, некоторые зарегистрировавшиеся граждане не смогли проголосовать из-за того, что не прошли процедуру идентификации на самом участке. Дело в том, что правила этой процедуры иногда устанавливались комиссией самого участка, поэтому не все избиратели знали технологию процесса.
У БДИПЧ возникли вопросы и к новым способам голосования. Они никак не регламентированы и отличаются от штата к штату. В некоторых из них гражданин, отдавший свой голос на участке через специальный компьютерный терминал, не мог удостовериться в том, что проголосовал согласно своему намерению. В день голосования на некоторых участках возникли длинные очереди из-за недостатка квалифицированных сотрудников или машин для голосования.