09.11.2012 00:01
Культура

Николай Носков: Показывать сырой материал в Москве будет неправильно

Сегодня Николай Носков представит в Москве новую акустическую программу
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (5932)
Накануне премьеры музыкант несколько недель записывал в Германии новый альбом - первый за шесть лет. А потом энергично гастролировал по российской глубинке, обкатывая на публике новые песни, аранжировки и оригинальную подачу - в сопровождении струнного квартета. О том, как теперь изменится его творчество, Николай Носков рассказал обозревателю "РГ" перед премьерой, назначенной в столичном в "Крокус Сити Холле".
Читать на сайте RG.RU

Новые песни вы предпочли показать вначале в провинции. Сильно ли они изменились после того, как вы узнали первые впечатления зрителей о своей премьере?

Николай Носков: Я решил, что показывать не обкатанный материал в Москве и Питере будет не правильно. Поскольку именно из Москвы потом идет реакция на всю страну. И в туре по городам  порой менял программу по ходу концерта: когда видел, что публика не знает моих новых вещей или они ей кажутся немного сложными. Народ к ним еще не привык. А мне хочется, чтобы концерты были более взрывными. Ничего не поделаешь - люди больше хотят слышать те хиты, которые уже хорошо знают. Но в Москве я все-таки спою и новых песен по максимуму…

Очередной альбом вы записали с симфоническими музыкантами. Это - тот самый формат, к которому вы в итоге и стремились, уходя из рок-групп "Москва" и "Парк Горького" ради сольной карьеры?

Николай Носков: У меня был долгий путь. Сначала был большой состав оркестра, потом камерный. Но я все время думал о том, как мне освободиться от дирижера - как от личности?! Потому что у дирижеров тоже есть своя харизматика, и иногда этот человек не вписывается в канву концерта, мешает. И нынешний состав - это то, к чему я очень долго шел: классический квартет, рояль, орган…

Если конкретно к тому, чтобы соединить качественную эстраду с классической музыкой?

Николай Носков: Да, да! Потому что аранжировки квартета основаны на канонах музыке. Я убрал любые влияния блюза, соула, джаза. Этих гармоний для меня уже не существует. Все - на классической платформе и в этих гармониях.

Как эти творческие принципы могут соотноситься с новой песней "Мед", в которой звучат и электрогитары. Причем, видео на нее даже претендует на самую престижную европейскую награду - Europe Music Awards … Получается, что и рок-музыка вас по-прежнему не отпускает своей востребованностью в Европе?

Николай Носков: Из-за этого программа построена так, что в первой части она - акустическая и сыграна с классическим квартетом. А потом я пою альбом "По пояс в небе" и постепенно, ближе к финалу - уже совсем жесткие вещи. Это может прозвучать самонадеянно, но такого варианта концерта я ни у кого не слышал. Можно сказать, что это - лично мое изобретение. Получается такой симфо-этно-рок.

Почему нынешнего альбома, названного "Без названия", поклонникам пришлось ждать так долго - шесть лет?

Николай Носков: Чтобы написать откровенное и честное, надо и многое прожить, почувствовать, увидеть, услышать. А просто высасывать темы из пальца - не в моих привычках… Песня "Мед", например, моя конкретная история - путешествие на Ямайку, тусовка с растаманами. Мне хотелось понять и почувствовать этих людей, их отношение к жизни, религию. И уже в России, сидя в поезде и вспоминая эту историю, я написал песню. Хотя все происходит, конечно, по-разному. "Это здорово" - я написал уже на готовый текст. А у "Снега" наоборот, вначале была мелодия, но я придумал еще и слова припева. А потом мы сидели с поэтом, разговаривали, и постепенно он почувствовал мое настроение - написал текст.  У меня так не бывает, чтобы я отдал мелодию и человек там сидит что-то пишет, а потом я утверждаю результаты. Так обычно происходит в поп-музыке. А у меня - по-другому. Мы сидим несколько дней подряд, разговариваем - можем и за рюмочкой коньяку - и постепенно так, строчка за строчкой, в совместной работе, рождается песня.

Отчего вы так странно назвали диск – для интриги или оттого, что сами еще не поняли, какая песня или идея в нем для вас самая важная?

Николай Носков: Так называется его первая композиция. Она посвящена музыканту и в целом художнику, человеку творческому. Тем, кто старается идти по жизни своим собственным путем. Одним-двумя словами невозможно объяснить смысл этой композиции, как, наверное, и разъяснить, что такое в жизни хорошо и что такое плохо. Вот так и получилось это название - "Без названия". Но может кто-то поймет и назовет ее уже по-своему…

Теперь у вас - новый, немецкий продюсер. Что он старается требовать от российского музыканта, способного покорить западную аудиторию? Тем более учитывая то, что вы славитесь жестким характером, и требовать от Николая Носкова вообще удавалось немногим?!

Николай Носков: (смеется) Вначале я собирался записываться в Лондоне, но там начались Олимпийские игры и визу задерживали. Тогда в Германии мне предложили известного, "платинум"-продюсера Хорста Шнейбела. Немцы оказались по-хорошему в шоке от того, что услышали. И теперь у них у них есть идея растиражировать мой музыкальный материал для немецкой публики. Поскольку что они услышали в нашем исполнении ни на что не похожую, русскую музыкальную культуру.  Да и аранжировки у нас сделаны на базе русских классических композиторов -  Чайковского, Шостаковича, Прокофьева. Немцы говорят, что это все слышно в нашей музыке. Они даже согласны, что петь эти песни я буду по-русски. А вот что касается рок-н-ролльных вещей, то тут уже договориться будет труднее (смеется) и "Мед", наверное, придется все-таки перепеть по-английски.

Рок