Такие данные приводит ФНС России. Однако, несмотря на позитивные изменения, отечественные процедуры банкротства неэффективны и сильно отстают от тех мер, которые уже давно применяются в развитых странах. Причина - в несовершенном законодательстве. Несмотря на то что нынешний Закон "О несостоятельности (банкротстве)" уже третий, в него вносилось множество изменений и дополнений, он по-прежнему нуждается в существенных корректировках. Сейчас полным ходом идет работа по созданию новой концепции реформирования законодательствa о банкротстве. В частности, ТПП РФ выдвинула предложения о совершенствовании Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Палата предлагает в первую очередь усовершенствовать процедуру признания должника банкротом, расширить полномочия органов контроля в сфере банкротства, а также принять специальные нормы, которые определяли бы критерии банкротства и особенности процедур признания несостоятельными отдельных категорий должников. Кроме того, ТПП РФ ратует за введение реабилитационных процедур в отношении граждан-должников и индивидуальных предпринимателей и за установление эффективного механизма оздоровления и банкротства.
"В арбитражные суды страны ежегодно поступают десятки тысяч заявлений о признании несостоятельности (банкротства), - отметил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. - Кризисные явления в мировой экономике продолжаются. Это, а также новые факторы экономической жизни страны, такие как членство России в ВТО, участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, выдвигают дополнительные требования к институту банкротства. Однако, несмотря на все его несовершенство, именно этот документ за время своего существования предотвратил, в частности, большое число рейдерских захватов, а также реализацию многих мошеннических схем. Мы не должны это забывать, но в то же время нам необходимо двигаться дальше".
Банкротство - это не обязательно исчезновение предприятия, при правильном подходе - это новое начало. Правильная работа такого инструмента способна решить многие экономические проблемы. За последние десять лет через процедуру банкротства прошли 470 тыс. предприятий. Справедливости ради заметим, что к финансовому оздоровлению это привело далеко не всех.
По данным ФНС России, за 8 месяцев текущего года в бюджетную систему РФ по результатам проведения процедур банкротства уже поступило свыше 4,7 млрд рублей. "В ходе процедур банкротства зачастую выясняется, что у должника недостаточно имущества, реализовав которое, появится возможность удовлетворить требования кредиторов, - говорит замруководителя ФНС России Денис Наумчев. - Вместе с тем привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц по его обязательствам является инструментом, с помощью которого можно минимизировать финансовые потери, связанные с банкротством должника".
По мнению бизнес-сообщества, процедура банкротства должна предполагать комплексный подход с упором на оздоровительные меры, а не на ликвидационные. Кроме того, она должна иметь неагрессивный характер, не приводить к захвату недвижимости неплатежеспособного собственника, а давать возможность финансового оздоровления предприятия с сохранением рабочих мест. Подобного мнения придерживается и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков: "Нужно создать единые стандартные нормативы прав и обязанностей кредиторов и заемщиков", - считает он. Речь идет о создании специальной госструктуры, которая могла бы регулировать исполнение этих норм и контролировать социальную ответственность бизнеса. Уже подготовлены и направлены на рассмотрение законодательные инициативы, предписывающие Агентству по страхованию вкладов (АСВ) заниматься реструктуризацией и санацией банков.
Кроме того, Аксаков упомянул и о необходимости создания структуры, которая будет решать подобные вопросы, касающиеся промышленных предприятий. "Предложения и проекты соответствующих законодательных норм уже подготовлены, - заявил Анатолий Аксаков. - Это должна быть независимая структура, стоящая на позициях соблюдения государственных интересов. При этом в своей деятельности она будет опираться на так называемые "Лондонские принципы", которые предполагают равенство всех кредиторов, независимо от форм собственности и ее величины".
Также эксперты считают целесообразным учредить фонд антикризисного управления, который позволил бы сделать механизм урегулирования споров между дебиторами и кредиторами более цивилизованным. В частности, такой фонд мог бы выдавать беспроцентные кредиты тем предприятиям, которые попали в кризисную ситуацию. Все это в комплексе помогло бы сократить количество коррупционных схем, которые нередки при процедуре банкротства.