Вчера президиум Ассоциации юристов России обсудил два нашумевших законопроекта. Первый устанавливает запрет для госслужащих иметь и открывать вклады и счета в иностранном банке на территории иностранного государства, иметь в собственности недвижимое имущество за границей и приобретать его, владеть ценными бумагами иностранной компании. За нарушение запрета предлагается ввести уголовную ответственность.
Другой проект обязывает чиновников письменно уведомлять руководство о покупке зарубежных активов. За тайную же покупку иностранных активов или ложь в декларации предлагаются штраф до 5 миллионов рублей или обязательные работы. Причем наказать чиновника могут даже за счет, открытый за границей его женой и детьми, если о том не было вовремя доложено.
Предложения вызвали жаркие споры среди правоведов. Председатель правления АЮР Игорь Манылов оценил как "довольно радикальную меру" законопроект, который предусматривает в установленный законом срок обязанность чиновникам отказаться от зарубежных активов, закрыть счета в зарубежных банках и отказаться от недвижимости за рубежом.
В свою очередь, член президиума АЮР Михаил Барщевский заявил, что не слышал ни одного правового аргумента в пользу введения запрета. "Единственный аргумент - неправовой. Сторонники идеи говорят, что мы должны у наших чиновников развивать чувство патриотизма. Но мне бы хотелось услышать хотя бы один юридический аргумент "за", - сказал Михаил Барщевский.
Возникли у него некоторые претензии и к законопроекту, вводящему декларирование имущества за рубежом. Сегодня чиновники и так отчитываются о том, что и где имеют, что нового предлагает проект? Наоборот, по мнению Михаила Барщевского, число госслужащих, обязанных сдавать декларации, надо сокращать, потому что всех проверить невозможно. Лучше держать под контролем ключевых администраторов.
"Сегодня у нас 5 миллионов декларантов, - сказал Михаил Барщевский. - Авторы законопроекта хотят расширить список за счет муниципальных служащих, директоров библиотек и так далее. Получается 10 миллионов. Сколько новых чиновников потребуется, чтобы проверить 10 миллионов деклараций? Лучше сократить количество лиц, декларации которых проверяем. 100 тысяч декларантов - уже достаточно резко снизит уровень коррупции. Если губернатор взятки не берет, то и вице-губернаторы не будут брать, и начальники департаментов". Так что, по его словам, не обязательно проверять всех чиновников поголовно.
В региональных властях, например, достаточно брать под имущественный контроль губернаторов и вице-губернаторов. Зато контроль действительно должен быть жесткий. Надо поднимать декларации и проверять по пунктам, откуда что взялось, а также искать, не утаил ли что-нибудь уважаемый начальник.
"Есть действительно социальный запрос общества на получение информации о доходах чиновников и членов их семей, и государство должно отвечать на запрос общества, - сказал член президиума АЮР Владимир Груздев. - Есть запрос мировой, направленный на борьбу с коррупцией. Но решения должны быть обдуманы и взвешены. Важно, чтобы не был перекрыт источник новых людей на госслужбу. Найти в принципе человека на муниципальную службу очень сложно, особенно в отдаленных небольших муниципальных образованиях". По его словам, в Тульской области недавно удалось добиться, чтобы зарплаты муниципальных чиновников были не меньше 12,5 тысячи рублей. Очень мало. А ведь муниципальная власть - самая близкая к народу. Там нужны профессионалы.
"В сфере управления нужны компетентные, знающие и состоятельные люди. Нищий приходит - знаем, как он будет использовать эту службу и в каких целях. Состоятельный по иному смотрит на вещи", - сказал член президиума АЮР, ректор Московской государственной юридической академии имени Кутафина Виктор Блажеев.
Подвел итоги дискуссии сопредседатель АЮР Сергей Степашин. По его словам, юристы Счетной палаты подготовили замечания к законопроекту, запрещающему чиновникам иметь недвижимость за рубежом. Они будут доработаны с учетом мнений ассоциации и в течение недели направлены в Госдуму. "При этом ограничение конституционных прав должно быть необходимым и соразмерным цели этих ограничений. Мы в этом законопроекте что-нибудь видим по этой части? Нет", - сказал Сергей Степашин.