Для Конституционного суда, изо всех сил избегающего возможности попасть в политические дрязги, такие дела, может быть, сложны не столько с юридической, сколько с этической точки зрения - судьи демонстративно избегают обнародовать свои политические пристрастия. Наблюдателями же давно замечено: запусти политика в КС, и он будет говорить часами. Есть и еще один щекотливый момент: новый порядок избрания губернаторов был уже опробован 14 октября в пяти регионах и таким образом, утверждать, что закон совсем никуда не годится теперь довольно трудно.
КС сегодня рассматривает запрос, подписанный 109 депутатами Госдумы, проверяя пункт 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", пункты 17-20 статьи 37 и подпункт д.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Коротко его уже стали называть "дело о губернаторах".
Напомним, что теперь стать кандидатом в главы администрации субъекта федерации можно только в том случае, если его поддержали от 5 до 10 процентов муниципальных депутатов или глав муниципальных образований. При этом подписи надо собрать в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, а также в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города федерального значения".
Запрос подписан депутатами Госдумы Денисом Вороненковым, Вадимом Соловьевым и экс-депутатом Геннадием Гудковым.
Представитель правительства в КС Михаил Барщевский, комментируя накануне заседания предстоящее слушание, заметил "РГ": "У меня к закону о губернаторах были и остаются свои личные претензии, которые совершенно не обязательно совпадают с точкой зрения правительства. По Конституции, у нас самая большая власть у кого? У народа. Если самовыдвиженец получил голоса народа, необходимое количество подписей, то какой может быть фильтр в лице муниципальных депутатов? То есть у нас получается, что у нас есть некий институт тех же муниципальных депутатов, тоже избранных народом, который фильтрует еще до выборов и может рассказать человеку, собравшему голоса народа: "нет, ты нам не нравишься". По-моему, это нарушение заложенного в Конституции духа народовластия. Вот у меня это единственная претензия к этому закону. Какое решение примет Конституционный суд - я не знаю и предсказывать не берусь".
Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин рассказал журналистам, что непременно примет участие в одном из трех слушаний, хотя сегодня его в КС нет, из-за плотного графика заседаний Госдумы. Но сам факт обсуждения политической реформы избирательного законодательства в КС Плигин оценивает положительно: "Если спорящие стороны обратились в КС, и суд посчитал для себя возможным рассмотреть это дело - это исключительно важный, интересный и системный процесс с участием очень высокой мыслящей инстанции в РФ. Вообще для меня это - возвращение к предыдущей профессии и оно мне больше всего нравится по сравнению со всеми другими занятиями: прежде всего мне нравится Конституционный суд, второе - мне нравится здание КС и третье - мне нравится Сенатская площадь. Могу сказать, что для Госдумы, как и для любого юриста, участие в работе КС и получение решения КС - процедура волнительная".
Владимир Плигин также считает, что в последнее время "суды завоевывают все большее пространство и большую популярность. Так, в ряде случаев при публикации монографий в европейских странах ставится вопрос о дозаконодательном контроле судебных органов, в частности, конституционных судов". Но в данном случае речь идет, скорее, о постзаконодательном контроле.