13.11.2012 00:47
Экономика

Мировой оборот от деловых миссий составил более 400 млрд долларов

Текст:  Евгения Мамонова
Российская Бизнес-газета - : №43 (872)
Торгово-экономическая миссия - один из самых эффективных инструментов выхода на региональные и международные рынки. Во всем мире. Но, к сожалению, не в России.
Читать на сайте RG.RU

В нашей стране уже давно пытаются применять подобные практики в качестве поддержки малого и среднего бизнеса. Во многих регионах работают целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, благодаря которым можно вернуть затрат, потраченных на участие в торгово-экономических миссиях, выставках и ярмарках. Однако об эффективности для бизнеса пока остается только мечтать.

По подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, торгово-экономическими миссиями (ТЭМ) занимаются 112 палат, доход которых по итогам 2011 года составил 120 млн рублей. Больше половины прибыли пришлось на 9 самых активных торгово-промышленных палат - 70 млн рублей.

По итогам 2011 года мировой оборот от деловых миссий составил более 400 млрд долл. Выставочная деятельность смогла сгенерировать 680 млн долл. Россия со своими 4 млн долларов плетется в самом хвосте. В ТПП РФ такие плачевные показатели объясняют тем, что страна находится в самом начале пути по привлечению инвестиций при помощи ТЭМ. И пока предприниматели используют этот инструмент недостаточно активно.

"Некоторые палаты не работают в этом направлении, а лишь показывают отчетность, что они этой деятельностью занимаются, - заявил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко на семинаре "О роли торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей в организации торгово-экономических миссий и презентаций экономического потенциала регионов". - Нужно кардинально изменить подход к проведению ТЭМ. Во всем мире деловые миссии являются важной составляющей госполитики. Но ими должно заниматься не государство, а общественные, некоммерческие и бизнес-организации, в том числе и торгово-промышленные палаты. И даже в первую очередь потому, что ни одна организация не имеет такого количества представительств за рубежом, как ТПП".

Важнейшей функцией торгово-экономических миссий является поддержка малого и среднего бизнеса, продвижение интересных разработок, которыми обладают малые предприниматели. Однако пока помощи бизнесу от миссий мало. "Один из самых болезненных аспектов ТЭМ связан с его эффективностью, - говорит директор департамента выставочной, ярмарочной и конгресской деятельности ТПП РФ Игорь Коротин. - Здесь на первый план выходит вопрос квалификации и профессионализма организаторов деловой миссии. ТЭМ - это такой вид услуг, где нет места никаким мелочам. От того, как тщательно мы проработаем программу и сможем ли мы найти правильного партнера, зависит успех миссии в целом. Немаловажную роль играет и то, когда мы начали работать со своим партнером за рубежом. Кроме того, на успех мероприятия влияет и размер ее группы, ее однородность, насколько совпадают интересы ее членов, а также какого качества сопутствующие информационные материалы. От того, насколько конкретно и четко вы доносите до зарубежных партнеров необходимую информацию, многое зависит, поэтому важно учесть каждый аспект".

По мнению экспертов, самой распространенной ошибкой, которая негативно влияет на эффективность деловой миссии, является ее многопрофильность. "Нам нужно отойти от организации многопрофильных деловых миссий и сделать упор на отраслевые, - считает директор департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП РФ Владимир Падалко. - Это необходимо сделать потому, что предприниматели, находящиеся в одной делегации, представляют разные сегменты бизнеса. Если у вас один предприниматель занимается молоком, второй - высокими технологиями, а третий - энергетикой, то сделать эффективной работу такой делегации практически невозможно. Приходится исходить из того, что если 50% состава делегацией удовлетворены поездкой, то миссия получилась. Если вы работаете с отраслевой делегацией, то облегчается задача не только вам, но и представителям на местах, которым легче выстроить свою работу, не говоря уж о том, что это плюс и для самих предпринимателей".

Очень важно для бизнеса субсидирование затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности (см. диаграмму). Во многом благодаря этой мере поддержки многие предприниматели могут позволить себе участвовать во всероссийских выставках и международных форумах.

Малый бизнес