Напомним, обязательное ПИ было введено с 17 июня этого года, а до этого несколько лет оно действовало для автоперевозчиков в добровольном порядке. Информацию перевозчик может скидывать напрямую на электронный портал ФТС России или воспользоваться услугами посредника, также подключенного к таможенному серверу, как минимум за 2 часа до прибытия авто с грузом на границу. Со временем ПИ будет введено и для других видов транспорта, и вторым, скорее всего, станет железнодорожный.
Как сообщил "РБГ" начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин, это нововведение позволило значительно увеличить пропускную способность автомобильных погранпереходов на внешнем контуре ТС. Если в 2011 году в сутки границу успевало пересечь 3300 грузовых авто, то сейчас - около 4700. Фура, в которой едет груз одного наименования, при отсутствии признаков рисков и условии предоставления ПИ в полном объеме вообще может покинуть пункт пропуска уже через полчаса. То есть в большинстве своем очереди на границе исчезли. Но не везде. На многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Бурачки - Терехово (Псковская область РФ - Латвия) сохраняются заторы со стороны Прибалтики из-за реконструкции инфраструктуры погранперехода. При ежесуточном подходе 450-500 машин там в силах пропустить только 430.
А еще эксперты подсчитали, что на 80% пробки на пунктах пропуска вызваны не плохой работой таможни, а неравномерностью подхода транспорта. Современные паромы позволяют брать на борт до 3 км (если выстроить в одну линию) фур. И вот съезжают на берег в Хельсинки эти самые "3 км", и айда всем скопом к границе с Россией...
Впрочем, мы уже привыкли, что мнение бизнеса относительно таможенных нововведений может коренным образом отличаться от точки зрения ФТС. Однако автоперевозчики в данном случае полностью "за". "Это один из самых действенных механизмов сокращения очередей на границе, - считает руководитель группы таможенных систем АСМАП Евгений Иванов, - недаром он уже давно работает в странах Евросоюза. Однако в ПИ избыточные сведения. Например, паспортные данные водителя, вид транспортного средства, кратное наименование фирмы-перевозчика наряду с полным названием и т.д. Другая проблема: если вдруг "зависнет" Интернет, система не работает. Почему нельзя подавать сведения на жестких носителях информации?"
"С флешки или компакт-диска можно быстро копировать информацию, - ответил Владимир Ивин. - Но это вряд ли ускорит процесс. Почему мы требуем подачи сведений за 2 часа? Это время нам необходимо, чтобы проанализировать все риски и принять решение, досматривать ли груз. Так что ждать 2 часа все равно придется".
Что касается "избыточных" вроде бы сведений, содержащихся в ПИ, то это тоже не прихоть таможни, на которую, как известно, повешен не только таможенный, но и транспортный, фитосанитарный и иные виды контроля...
Несколько тормозит оформление на границе и беспечность самих перевозчиков, которые могут подать ПИ не в полном объеме. И тогда уже на МАПП инспектор вынужден вручную набивать эти сведения. А ответственность перевозчик может нести только за недостоверное декларирование, но никак не за передачу недостоверной предварительной информации. Санкций за это нет даже в ЕС. Там просто не пускают машину на пункт пропуска. А у нас пускают, и инспектор помогает водителю ввести в компьютер все необходимые данные. А добропорядочные перевозчики тем временем курят на обочине в ожидании открытого шлюза.
Для ускорения пересечения границы представители эстонских брокеров посоветовали коллегам из ТС ввести со своей стороны "электронную очередь". В Эстонии она внедрена в августе прошлого года, уже 600 тыс. авто через нее прошли. Если очередь бронировать заранее, то 70% машин пересекают границу в точно установленное время. А это экономия 150 евро на каждый грузовик. У нас подобная штука действует пока только на станции Автово, обслуживающей Санкт-Петербургский морской порт. Но специалисты Росграницы, отвечающей за оборудование и развитие пунктов пропуска, намерены оборудовать логистическими накопителями все популярные МАППы и организовать пересечение границы по вызову.