Сегодня права предпринимателей отстаивает несколько структур - как государственных, так и общественных. Профильные и отраслевые союзы, правоохранительные органы - все они могут и должны в случае необходимости вставать на сторону бизнесменов. В чем специфика именно вашей работы на посту омбудсмена? Не происходит ли дублирование функций?
Юрий Гончаров: В Воронежской области 88 тысяч субъектов предпринимательского права, а членами различных объединений являются, я думаю, не более 10 процентов. Ведь бизнесменов никто не обязывает состоять в общественных организациях.
Куда же идти 90 процентам предпринимателей, если их права ущемлены? Можно обратиться в прокуратуру или в полицию. Цель же уполномоченного - выступать в этих органах в поддержку предпринимателя (если, разумеется, есть признаки нарушения закона). Чтобы институт омбудсмена функционировал нормально, нужна экспертиза проблем, с которыми приходят предприниматели: в десятиминутной беседе тяжело разобраться, кто прав. Мне как уполномоченному необходимо работать в тесном контакте с организациями "большой четверки": "Опорой", ТПП, "Деловой Россией" и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Эти объединения известны и авторитетны, у них есть возможность оказать правовую поддержку.
А что сделано за первые недели работы?
Юрий Гончаров: Конечно, нельзя похвастаться, что мы взяли и в столь короткий срок решили какую-то серьезную проблему. Веду еженедельный прием, намечаю выезды в районы области, где буду встречаться с представителями бизнес-сообщества. Начну с крупных городов - Борисоглебска, Лисок, Россоши. Налажен плотный контакт с правительством области, прокуратурой, управлением Минюста и уполномоченным по правам человека в регионе.
С чем обращаются ко мне? Многих волнует проблема временных сооружений, которые сейчас активно сносят в Воронеже. Не все решения представляются мне справедливыми. Например, у человека снесли павильон площадью 18 метров и предложили взамен на том же месте "провести реконструкцию", построив уже 12-метровый киоск. Как это обосновать? Будем подключать юристов, разбираться и в этой ситуации, и во многих других.
И каков же механизм ваших действий в подобных случаях?
Юрий Гончаров: Мы сделали ряд запросов. Для начала я хочу неформально встретиться с рядом лиц, принимающих такие решения, и выяснить, что ими двигало. Если наша экспертиза покажет, что налицо нарушение законодательства, - будем дальше добиваться справедливости.
Рассчитываю и на поддержку руководства области. Согласно указу губернатора, я должен раз в три месяца докладывать ему обо всех нарушениях и сообщать, кто из чиновников не принял меры по моим обращениям. Есть предварительная договоренность с надзорными органами - они будут уделять нашим вопросам первоочередное внимание. Недавно бизнес-омбудсмен при президенте РФ Борис Титов подписал соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой, мы будем делать то же на региональном уровне.
Кстати, слышал мнение, что уполномоченный, назначенный указом губернатора, заведомо ангажирован. Не думаю, что оно верное.
Какие проблемы бизнеса вы бы назвали наиболее значимыми?
Юрий Гончаров: Главная - несовершенство законодательной базы. В России она создавалась практически одновременно с формированием предпринимательского сообщества. Нормативные акты зачастую противоречили друг другу, для их устранения принимали новые - накопившийся вал надо упорядочивать. Нам предстоит провести мониторинг, определить, какие элементы законодательной базы мешают развитию бизнеса на региональном уровне. Когда поймем, что и как надо менять, воспользуемся правом законодательной инициативы ТПП и других органов. Надо идти по пути упрощения законодательства, чтобы оно стало понятным и бизнесу, и чиновникам.
Многие предприниматели жалуются на трудности во взаимоотношениях с монополистами. Не скажу, что работа в этом направлении в регионе не велась, но надеюсь ее усилить. Иначе бизнес в ряде случаев становится просто невыгодным. Важный вопрос - работа с инвесторами, вкладывающими деньги в развитие Воронежской области. По оценкам независимых экспертов, деловой климат в регионе улучшается. Это достижение надо закреплять. Существует проблема с трудовыми ресурсами: на предприятиях кадров не хватает, в то же время - безработица, да еще и миграционные потоки не урегулированы. Мы бы хотели восстановить систему заказа на подготовку специалистов: ТПП, к примеру, обобщает пожелания потенциальных работодателей и при посредничестве департамента образования области передает их вузам и ссузам. Такой опыт наработан в Нижнем Новгороде и Перми. Мы для начала планируем провести анализ рынка труда.
Кстати, одна из задач уполномоченного - улучшение доступа предпринимателей к мерам господдержки. На самом деле возможностей получить субсидии из бюджета немало, но многие бизнесмены о них не знают. Порой даже средства, выделенные на эти цели, не расходуются полностью. Будем заниматься информированием предпринимательского сообщества. Правда, субсидии и льготы рассчитаны в основном на производственные компании, а у нас 60 процентов бизнесменов заняты в сфере торговли. Этот крен надо выправлять.
Когда вы говорите "мы" - кого имеете в виду?
Юрий Гончаров: Я работаю в новой должности на общественных началах, ресурсы ограничены. Мы пользуемся услугами юридического отдела Торгово-промышленной палаты. Не на пустом месте начинаем. С предпринимательским сообществом общаемся через отраслевые комитеты ТПП, сейчас их 15.
Вы упомянули, что в различных "профсоюзах" состоит лишь малая часть воронежских предпринимателей. Почему они не хотят объединяться? Может быть, не верят, что членство принесет им пользу?
Юрий Гончаров: Так сложилось. В странах, где рыночная экономика развивалась столетиями, все обстоит иначе. Например, немецкая модель предусматривает обязательное членство в торгово-промышленной палате - правда, она там имеет государственный, а не общественный статус. Вся работа с предпринимателями в Германии выстраивается через ассоциации, и те действуют эффективно. Но их там не десятки, как у нас, а значительно меньше. В нашей стране, как правило, бизнесмен идет в ассоциацию, когда у него возникают трудности. Я не призываю к тому, чтобы волевым решением централизовать все деловое сообщество. Но объединение решает многие проблемы. Что поделаешь, до этого нужно "дозреть", что-то изменить в менталитете.
В Ульяновской области бизнес-омбудсмен по региональному закону приравнен к заместителю председателя правительства, является независимой фигурой и наделен правом давать поручения министрам. Вам бы не помешали такие функции?
Юрий Гончаров: Я думаю, что статус - не главное, важнее готовность к работе, желание двигаться вперед, чтобы предложения не оставались без внимания, а законы - исполнялись.