"Темпы роста заработной платы в госсекторе обогнали темпы роста в коммерческих компаниях, - отметил Денис Соколов. - В ближайшее время может произойти потребительская революция в связи с тем, что на рынок выйдет другой слой населения со своими деньгами".
По его словам, такая тенденция может поспособствовать даже изменению концепции торговых центров, которые будут стремиться удовлетворить потребности этой категории потребителей. Кроме того, возможно, будут воссозданы рынки, только в более цивилизованном формате, основными потребителями которых как раз и будут покупатели из госсектора.
"Теоретически рынки обладают определенной душевностью, но торговые площади подобного класса должны стать более цивилизованными, - говорит директор департамента маркетинга и PR компании KR Properties Андрей Патрушев. - Чтобы к этому прийти и стать популярными среди своей аудитории, необходимо решить ряд основных вопросов, в частности, аспект, касающийся культуры торговли и соответствующей системы контроля качества".
И если все еще остается открытым вопрос, насколько изменится формат современного ритейла, то изменения в потребительском поведении для многих экспертов очевидны. В частности, растет доля услуг в потребительских расходах. Кроме того, они активно покупают, предпочитая тратить сейчас, нежели откладывать "на потом" и копить.
"Несмотря на то что оборот розничной торговли растет, потребители стали меньше покупать товаров, а больше тратить на услуги, - говорит заместитель отдела исследований компании Cushman & Wakefield Лада Белайчук. - В то же время доля посетителей торговых центров, вышедших с покупками, постоянно растет. Это говорит о том, что потребитель идет в магазин не просто поглазеть на товар, он идет целенаправленно потратить свои деньги, т.е. становится более рациональным".
Однако подобная тенденция в большей степени характерна для московского региона, нежели для регионов. На периферии по-прежнему самым популярным форматом торговли остается классический торговый центр, что говорит о важности развлекательной составляющей для данного потребителя. В Москве же идет поиск нового формата торговли.
Каким он будет, пока четкого ответа на этот вопрос нет. Возможно, их будет несколько. В первую очередь эксперты предсказывают популярность развлекательного центра с торговой составляющей. Это в корне противоречит той концепции, которая была несколько лет назад, когда торговые центры пытались привлечь покупателей, добавляя в свои объекты немного развлекательной составляющей. Но также не исключено, что широкое распространение получат и так называемые цивилизованные рынки, аудиторией которых, как ни странно, будут состоятельные покупатели.
По данным исследования брендингового агентства Fitch "Удовольствие покупать", рынки заняли четвертое место среди предпочитаемых мест совершения покупок, обогнав по популярности сети супермаркетов.
"Супермаркеты в Великобритании соперничают за то, чтобы стать настоящими рынками, но эта тенденция тоже скоро изменится в новую метафору шопинга, - говорит стратегический директор брендингового агентства Fitch Аарон Шилдс. - Это изменение будет стимулироваться теми, кто вовлечен в категорию в большей степени, и вероятно, этой категорией будут обеспеченные люди, в том числе и покупатели из госсектора".
Согласно выводам исследования, рынки хотят того, чего у них еще нет. Если рынок носит традиционный характер, то он будет стремиться к новшествам, и наоборот. Рынки всегда находятся в движении, и покупательское поведение следует за ними. Покупатели постоянно мечтают о новых путях улучшения и обогащения своей жизни, особенно это характерно для состоятельных людей. Эксперты относят их к так называемым "мечтателям" - тип умонастроения, при котором потребители активно ищут новые идеи и вдохновение. Например, чем больше люди взаимодействуют с едой, тем больше они будут мечтать о покупке еды.
Однако предпочтения потребителей могут легко поменяться снова. Например, в Великобритании потребители прошли весь круг движения от рынков к современным продуктовым магазинам и снова вернулись к рынкам. Как похожая тенденция будет развиваться, пока не берется предсказать никто.