14.11.2012 00:50
Власть

Закон расширил понятие государственной измены и шпионажа

Закон расширил понятие государственной измены и шпионажа
Текст:  Петр Орлов
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (5935)
Сегодня "Российская газета" публикует поправки в Уголовный кодекс, который вводит более широкое понимание госизмены и шпионажа.
Читать на сайте RG.RU

По новым правилам обвинение в государственной измене могут предъявить не только тому, кто прямо работает на иностранные разведки. В число изменников попадает гражданин, завербованный, например, международными организациями, если их деятельность направлена против безопасности страны. Подсудными становятся консультации, финансовая и материально-техническая, а также иная помощь таким организациям.

Даже официальная работа по контракту с зарубежными гражданскими организациями может быть признана преступной, если следствие докажет, что эти структуры действовали против нашего государства. А отвечать перед судом за выдачу государственной тайны будет лицо, которому секретные сведения стали известны не обязательно по работе, но и по учебе или в других случаях.

Закон расширяет три статьи Уголовного кодекса: "Государственная измена", "Шпионаж" и "Разглашение государственной тайны". Кроме того, в УК вводится отдельная статья "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну". Если человек специально проник в гостайну путем похищения, обмана, шантажа либо иным незаконным способом, ему грозит до 4 лет лишения свободы. Преступлением становится сам факт охоты на государственные секреты: новую статью смогут вменить, если в действиях обвиняемого нет признаков государственной измены или шпионажа.

За охоту на гостайну с помощью тайных жучков и специальной аппаратуры наказание будет строже. Увеличивает вину по этой статье и распространение добытых обманом секретов или перемещение носителей таких сведений за границу. Здесь предусмотрено наказание уже от 3 до 8 лет лишения свободы.

По мнению разработчиков закона, новая статья предназначена для тех, кто превращает государственную тайну в объект купли-продажи. Например, некто ворует секретные базы данных, чтобы продавать из-под полы всем желающим. Покупателями могут стать не обязательно иностранные разведчики, но, скажем, бизнесмены или просто любопытствующие. С другой стороны, если кто-то случайно узнал секрет и сболтнул, это не преступление. Хотя в данном случае лучше молчать.

Как поясняют правоведы, новая статья предполагает умысел, мол, некто сознательно срывал гриф секретности. И при этом получал тайну заведомо нехорошим способом. Впрочем, предложенные правки в "изменнические" статьи нравятся далеко не всем: закон вызвал острые дискуссии в обществе. У правозащитников было к нему немало претензий. В свою очередь, законодатели, поддержавшие закон, считают, что он конкретизирует важные для безопасности страны положения с учетом современных реалий.

Представитель ФСБ России Юрий Горбунов, выступая на слушаниях в Совете Федерации, обратил внимание, что закон расширяет "субъектный состав" статьи Уголовного кодекса РФ "Разглашение государственной тайны". "Жизнь показала, что в настоящее время гостайна доверяется лицам, которые обучаются в различных учебных заведениях, в том числе и военных, - отметил он. - Также в последнее время появилась категория судей и присяжных заседателей, которые допускаются в разовом порядке к сведениям, составляющим гостайну на период проведения заседания".

По словам некоторых правоведов, введенный законом подход позволит исключить возможность уголовного обвинения граждан, случайно узнавших государственные секреты. Еще один момент: из уголовных статей исключается достаточно размытый термин "враждебная деятельность".

Санкции же статей остались прежними: за государственную измену полагается от 12 до 20 лет за решеткой. За шпионаж грозит от 10 до 20 лет.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас отметил, что критические замечания в адрес закона, на его взгляд, вызваны не вполне корректным прочтением.

"Общественная волна возмущения этим законом связана с непониманием юридической природы происходящих изменений, - сказал он. - Моя позиция состоит в том, что любое уточнение признаков состава преступления направлено на то, чтобы дополнительно защитить права граждан, что в данном случае и происходит".

Сенаторы намерены подготовить обращение в Верховный суд РФ с предложением провести пленум для выработки правоприменительной практики по данному закону.

Уголовное право