Новый резидент намерен построить в ПОЭЗ производственно-сервисный центр, где будет собираться элементная база для авиаприборов и высокотехнологичное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) для иностранной и отечественной авиационной техники. Кроме того, "Интеравионика" планирует освоить ремонт БРЭО российского и иностранного производства.
Первые резиденты ульяновской портовой ОЭЗ в ближайшее время получат в аренду земельные участки. Фактически это станет стартом работы единственной на сегодняшний момент в России авиационной особой экономической зоны.
Эксперты прогнозируют, что развитие зоны будет идти по кластерному принципу. Три резидента ПОЭЗ ("Волга-Днепр", FL Technics Ulyanovsk и "ААР - Рус") намерены заняться техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов разных типов. Если учесть, что "Интеравионика" намерена собирать элементную базу для авионики, а еще один участник ОЭЗ - авиационный завод "Витязь" - строить самолеты малой вместимости, это открывает большие возможности для кооперации резидентов. Плюс к этому на территории зоны будет развиваться логистика: первый этап проекта компании "ААР - Рус" (это совместное предприятие американской корпорации AAR и российского частного инвестора Мухарбека Аушева) подразумевает создание логистического центра для поставок в Россию авиационных запчастей и компонентов. Здесь же смогут храниться товары резидентов ПОЭЗ и других компаний.
Еще одно важное направление - производство композиционных материалов и изделий из них.
- "Объединенная авиастроительная корпорация" создает в Ульяновске завод "Аэрокомпозит", где будет изготавливаться композитное крыло для самолета МС-21. На территории ПОЭЗ могут быть размещены предприятия поставщиков этого предприятия. Таким образом, со временем здесь может возникнуть своего рода "композитная долина", - говорит руководитель ульяновского филиала "ОЭЗ" Денис Барышников.
Сегодня ПОЭЗ представляет большой интерес для компаний по производству и техническому обслуживанию авиационной техники. Но руководство зоны активно ищет инвесторов и другого профиля - торговые, логистические компании, которые смогли бы создать здесь центры дистрибуции, сортировочные центры, грузовые терминалы, оптовые рынки.
Первая пусковая очередь зоны (120 гектаров) способна вместить в себя порядка 15 резидентов. Окупиться вложения в ПОЭЗ ориентировочно должны в течение шести-семи лет. По словам Барышникова, предполагается, что возврат вложенных государством средств будет идти не за счет услуг, оказываемых самими зонами, а за счет налоговых отчислений резидентов и их работников, а также опосредованного эффекта - развития бизнеса вокруг зон, услуг аэропорта, авиаперевозчиков, гостиничного бизнеса и так далее.
- Чтобы сделать работу портовой зоны более эффективной, нужно добавить в перечень разрешенных на территории ПОЭЗ видов деятельности обучение и подготовку специалистов для авиакосмической отрасли; предоставление в аренду зданий, помещений, оборудования, оснастки; производство и продажу тепло- и энергоресурсов (создание котельных, электрических подстанций и так далее), - считает Барышников. - В особых зонах других стран кроме предоставления инфраструктуры администрациями зон строятся и предоставляются в аренду помещения под офисы, а также под простые производства. Но пока средства, выделенные на строительство ульяновской ПОЭЗ, ограничены. А потому ни офисные, ни производственные здания в первое время строить и предоставлять в аренду не получится. Это, конечно, хотелось бы исправить.