Практически 10 лет, Николай Николаевич, вы у руля ОДКБ. По оценкам лидеров входящих в нее государств, организация стала действенным инструментом коллективной безопасности.
Николай Бордюжа: За последнее время в адрес ОДКБ выпущено столько критических стрел, что давайте лучше поговорим о проблемах. Об успехах - в другой раз.
В таком случае начнем с решения Ташкента приостановить членство в ОДКБ. Как вы расцениваете такой шаг?
Николай Бордюжа: С искренним чувством сожаления. На опыте отношений с Узбекистаном еще раз убеждаешься, что для ОДКБ противопоказаны любые попытки "механического" вступления в организацию. Решения Ташкента о вступлении, а затем о приостановлении членства, на мой взгляд, носили скорее эмоциональный, ситуационный характер вопреки строгой взвешенности. К сожалению, страна не в полной мере была готова участвовать в коллективных действиях, а потому быстро появились нюансы в отношениях, обнаружились серьезные расхождения в подходах к решению многих проблем.
Приостановление, а фактически выход одного из членов ОДКБ из организации требует принятия неординарных решений.
Николай Бордюжа: Это однозначно. Но замечу, что двери в ОДКБ не закрылись ни с той, ни с другой стороны. Вместе с тем очевидна необходимость детально проанализировать ситуацию. Я не считаю, что ОДКБ может быть выстроена на противостоянии с национальными политиками или вправе вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Хочу подчеркнуть, что ОДКБ не заменяет государства, но через общие действия может значительно добавлять им сил, особенно в критических ситуациях. Однако все должны понимать, что ОДКБ - это не клуб по интересам, куда можно просто так зайти и также просто выйти. Такая легковесность лишь подрывает доверие к организации, ее авторитету. Видимо, нужно время узбекским коллегам, да и не только им, чтобы убедиться, правильное ли решение они приняли. Справедливости ради скажу: у этого решения немало оппонентов, в том числе и в самом Узбекистане.
Некоторые эксперты склонны считать, что во время беспорядков в 2010 году в Киргизии ОДКБ не смогла выработать общего подхода к преодолению конфликта. Не здесь ли мотив в поведении Узбекистана?
Николай Бордюжа: Повторюсь: и я, и мои коллеги категорически против вмешательства ОДКБ во внутренние дела суверенных стран, тем более с целью выполнения жандармских функций. Вместе с тем именно ОДКБ разработала ряд экстренных мер по преодолению кризисной ситуации в Киргизии.План первоочередных мероприятий был утвержден Советом коллективной безопасности, то есть руководителями государств ОДКБ.
Речь шла прежде всего об оказании срочной помощи силовым структурам и правоохранительным органам республики. На тот момент группам немедленного реагирования остро не хватало специальных средств, спецтехники, вертолетного, наземного транспорта. материально-технических средств. Экстренные меры по наведению порядка предусматривали помощь в деятельности по выявлению организаторов беспорядков, привлечения их к уголовной ответственности. Много внимания было уделено информационной работе с населением с целью примирения сторон.
Важно отметить и такой факт: впервые за постсоветскую историю представители ОДКБ, ОБСЕ, ЕС и ООН координировали усилия по оказанию всесторонней помощи Кыргызстану для преодоления внутригосударственного кризиса. Усилиями руководства, общественности Кыргызстана во взаимодействии с международными организациями, странами - членами ОДКБ удалось быстро нормализовать обстановку.
ОДКБ порой называют новым Варшавским договором, противостоящим блоку НАТО. Насколько справедливы такие рассуждения?
Николай Бордюжа: Напомню, что организация была создана как военно-политическая структура в 2002 году. Главные ее задачи в тот период фактически определялись двумя позициями. Первая - обеспечение национальной безопасности от внешних врагов. Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан опасались экспансии исламского терроризма, вплоть до вторжения боевиков Талибана на их территорию. Сохранялись напряженные отношения между Арменией и Азербайджаном. Вторая задача - это поддержание внутреннего мира в странах-участницах. Этот пункт был актуален для всех без исключения членов организации. Интересы России сводились к желанию не терять влияние в бывших советских республиках, используя исторические, политические и экономические связи. Действительно, как программа-максимум планировалось создать своеобразный постсоветский аналог НАТО, как минимум - сохранить военные базы на территориях сопредельных республик.
За десять лет многое из того, что закладывалось в программу организации на первом этапе, существенно изменилось. Кроме необходимости координации усилий в военной и внешнеполитической областях члены ОДКБ договорились о сотрудничестве в сферах противодействия терроризму и экстремизму, распространения наркотиков, незаконной миграции и торговли людьми, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, информационной безопасности и скоординированной информационной политики. Именно такого рода деятельность отличает нашу организацию от НАТО.
Есть ли прямое взаимодействие между блоком НАТО и государствами - членами ОДКБ?
Николай Бордюжа: Сегодня НАТО, пытаясь адаптироваться к новым реалиям, фактически отказался от своего регионального статуса, провозгласив "глобальную ответственность". Альянс динамично расширяется на восток и проявляет большую активность на постсоветском пространстве.
НАТО и, в частности, американцы активно ищут подходы к государствам, входящим в ОДКБ. Созданы специальные программы сотрудничества с учетом специфики каждой страны. Назову лишь две из них: "Партнерство во имя мира" и "Виртуальный Великий шелковый путь". Некоторые государства получают военную помощь от стран альянса. В частности, обещают оставить часть вооружений после вывода сил коалиции из Афганистана.
А ОДКБ не пытается наладить отношения с НАТО или входящими в него странами?
Николай Бордюжа: Руководство НАТО дает открыто понять, что исключает установление официальных отношений между двумя организациями, предпочитая поддерживать контакты с членами ОДКБ сугубо на двусторонней основе. На наш взгляд, целесообразным был бы отказ от некоторых стереотипов, ограничивающих возможности сотрудничества двух организаций.
В мире существуют проблемы, которые можно решать исключительно коллективными усилиями. Например, терроризм или борьба с наркотиками. Неплохо было бы помнить, что наркотики из Афганистана идут не только в Россию, но и в Европу, в США и другие страны НАТО. И без усилий со стороны государств - членов ОДКБ эту проблему решить просто невозможно.
Недавно в ООН и ОБСЕ было направлено заявление глав государств - членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Беспрецедентность этого документа в том, что впервые международная организация такого уровня, как ОДКБ, поставила вопрос перед Советом Безопасности ООН о квалификации наркопроизводства в Афганистане в качестве угрозы международному миру и безопасности.
В 2014 году Америка намерена вывести свои войска из Афганистана. Не возникает ли в этой связи угроза безопасности стран Центральной Азии, в частности, Туркмении, Узбекистана и Таджикистана? Какова позиция по этому вопросу в ОДКБ?
Николай Бордюжа: Отвечу вопросом на вопрос: сумели силы коалиции искоренить в Афганистане угрозу терроризма? Однозначно - нет. Вывод войск может породить самые неожиданные ситуации вплоть до боевых действий со стороны афганских незаконных вооруженных формирований. Можно предположить, что в разы вырастет наркотрафик. Нельзя исключать и возможность просачивания бандформирований на территорию центральноазиатских республик. В любом случае эти угрозы носят вполне реальный характер, и наша задача - быть, как говорится, в полной боевой готовности.
В ОДКБ сформирован Объединенный штаб, который координирует военное сотрудничество в ОДКБ. В организации существуют региональные группировки войск - Восточноевропейского региона, Кавказского региона, коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. В военную составляющую ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования численностью более 20 тысяч человек, миротворческие силы - около 3,5 тысячи. Регулярно проводятся учения, как правило, 5-6 крупных мероприятий в год. Последние: учения "Гром" - проводились в Подмосковье совместно со спецподразделениями антинаркотических ведомств; войсковые учения "Взаимодействие-2012" в Армении; "Нерушимое братство-2012" в Казахстане.
Отмечу, что учения коллективных миротворческих сил ОДКБ, прошедшие в Казахстане, были первыми учениями миротворческих сил ОДКБ.
В целом на таких учениях разыгрываются тактические эпизоды по прикрытию границы, отражению атак крупных отрядов незаконных военных формирований, эвакуации мирного населения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказанию гуманитарной помощи, отработка взаимодействия при проведении миротворческих операций.
И все же ваши оппоненты задаются вопросом: есть ли у ОДКБперспективы развития?..
Николай Бордюжа: На этот вопрос нет короткого ответа. Придется говорить в перечислительном порядке. Помимо внушительного силового потенциала действует система ПВО, заключено Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества государств - членов ОДКБ. Развивается сотрудничество на уровне военно-промышленных комплексов. До тысячи граждан государств ОДКБ ежегодно зачисляются в российские гражданские и военные вузы. Под эгидой ОДКБ проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия "Канал". Проводятся специальные операции по противодействию незаконной миграции "Нелегал". Активно развивается взаимодействие спецслужб государств ОДКБ по пресечению преступлений в сфере информационных технологий "Прокси".
По оценке независимых экспертов как в нашей стране, так и за ее пределами ОДКБ сегодня - состоявшаяся многофункциональная региональная организация коллективной безопасности, действующая на принципах равенства, взаимного уважения и оказывающая стабилизирующее влияние на обстановку в Евразии. При этом ОДКБ - это живой организм, который постоянно развивается, ищет пути своего обновления, что, несомненно, является залогом востребованности организации и сегодня, и в перспективе.
Досье "РГ"
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизская Республика, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В 1993 году к ним присоединились еще три государства: Азербайджан, Беларусь и Грузия. Однако спустя шесть лет в 1999 году из договора вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан, который в 2006 году восстановил было членство, но в июле 2012-го вновь покинул организацию. Противоречия, возникшие между некоторыми странами, зашли в тупик. После консультаций и согласований между государствами в 2002 году появилась Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 28 апреля 2003 года Совет коллективной безопасности ОДКБ назначил Николая Бордюжу генеральным секретарем ОДКБ.