О том, что глубина диалога между Россией и США "упала", говорили накануне выборов в Америке многие российских эксперты. Основным камнем преткновения остается проблема ПРО. Почему обе стороны не могут договориться по этому вопросу?
Брюс Блер: Пока официальный диалог между Москвой и Вашингтоном оставляет желать лучшего, он неглубокий и слишком слабо слышимый. Поэтому мы считаем, что диалог на уровне неправительственных институтов, в работе которых участвуют авторитетные эксперты, будет способствовать диалогу правительств.
Насколько продуктивной и полезной в этой связи показалась Вам конференция, проведенная в Москве при участии РСМД и Global Zero?
Брюс Блер: Это одна из наиболее запоминающихся и полезных конференций, в которой мне довелось участвовать в последнее время. По крайней мере, это был продуктивный обмен мнениями самых авторитетных экспертов в области ядерной безопасности. Со стороны российских властей (вице-премьер Дмитрий Рогозин, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков - РГ) мы имели возможность получить информацию по проблемам сотрудничества в сфере безопасности, как говорится, из первых уст. Наличие большого числа экспертов, в прошлом высокопоставленных представителей администраций своих стран способствовало превосходному общению на конференции. Плюс сам Российский совет по международным делам, который возглавляет такой профессиональный, авторитетный и креативный человек, как бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, которого хорошо знают в мире, обречен на успех. У таких конференций, как эта, блестящие перспективы. Мир меняется постоянно, и потребность в таких конференциях будет неизбежно возрастать. Мы нуждаемся в новых партнерах и новых голосах, подобных РСМД.
Насколько прошедшие в США выборы повлияют на процесс перезагрузки в российско-американских отношениях?
Брюс Блер: Перезагрузка была важна для того, чтобы вернуть российско-американские отношения в нормальное русло. Слово перезагрузка само по себе означает возврат к чему-то прошлому. На мой взгляд, нам не нужно возвращать отношения в какой-то исторический период, когда это были отношения соперничества, нужно двигаться вперед. Сейчас нужно изменить внешний вид, дизайн этих отношений. В XXI веке мы должны фундаментально поменять стратегию российско-американского сотрудничества, оставив противостояние полностью в прошлом, в истории. Слишком много совместных проектов необходимо осуществить, слишком много глобальных вызовов сегодня брошено человечеству. Сложно представить, что мы сможем решить все эти проблемы (ядерный терроризм, кибератаки, эпидемии и другие) в ситуации противодействия. России и США также необходимо предпринять участие, чтобы расширить круг стран, совместно противодействующих глобальным вызовам.
В России активно обсуждается вопрос, будет ли нанесен удар по Ирану? Ведь не секрет, что Израиль оказывает давление на руководство США, чтобы Белый дом поддержал силовые действия.
Брюс Блер: В Global Zero, к которой присоединились около 300 мировых лидеров, есть консенсус насчет того, что единственным путем решения иранской проблемы являются переговоры, которые должны вестись дипломатическим путем в рамках группы "Пять плюс один", через ООН и другие международные институты. На наш взгляд, военный путь не решит эту проблему. Еще один важный урок, который Global Zero вынес из иранской проблемы, состоит в том, что мировое сообщество должно позволить спокойно развиваться иранской мирной атомной программе, но так, чтобы под "зонтиком" этих разработок не "прятались" бы военные ядерные программы. В этой связи потребуются более активные и расширенные инспекции иранских ядерных объектов со стороны МАГАТЭ.
Насчет возможного удара по Ирану, замечу, что израильские премьер Биньямин Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак в свое время приняли решение, что удар по Ирану является необходимым. Но сейчас они, скорее всего, изменили свое решение. Относительно недавно, когда Нетаньяху был готов отдать приказ на удар по Ирану, его партнеры в правительстве отвергли эту идею. Я думаю, что в Израиле достаточно много авторитетных политиков, которые полагают, что подобный удар по Ирану является плохой идеей.
В настоящее время, по моим данным, Нетаньяху придерживается подобной позиции. Поэтому надо смотреть, как будет развиваться иранская ядерная программа. Если Тегеран в больших количествах будет производить среднеобогащенный уран и, тем более, двинется вперед в создании ядерного оружия, то это снова поставит вопрос об израильском ударе по Ирану. На мой взгляд, подобного не произойдет, как минимум, на протяжении ближайших шести месяцев, хотя напряжение вокруг иранской ядерной программы в мире будет чувствоваться еще довольно долго.
Досье "РГ"
Global Zero является международным движением за ликвидацию всех видов ядерного оружия. Сейчас в нем уже до 300 лидеров и около полумиллиона граждан во всем мире. Разработан поэтапный план по ликвидации ядерного оружия, организовало международное студенческое движение со 135 представительствами в десяти странах, и создан известный документальный фильм "Обратный отсчет до нуля". Дмитрий Медведев, Барак Обама, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и другие видные политические деятели поддержали проект.