Потратив более 160 миллионов сомов (около 3,4 миллиона долларов) и пережив около 50 пикетов недовольных торговцев, столичной администрации все же удалось завершить большой проект.
Как заявил "РГ" мэр Бишкека Иса Омуркулов, убедить продавцов - арендаторов незаконно возведенных торговых павильонов - в необходимости перестройки удалось относительно быстро. Гораздо труднее оказалось разрушить стереотипы владельцев торговых точек, а точнее сказать - их незримых покровителей. Последние искали любой повод взбудоражить народ и не допустить реконструкции.
- За двадцать лет вокруг Ошского рынка вырос целый город из незаконных построек, - поделился с корреспондентом "РГ" Омуркулов. - Приносящая в обход законов и казны баснословные барыши ее владельцам и тайным покровителям система работала нагло и беззастенчиво. Действовали на примитивном уровне столовые, бани, парикмахерские, гостиницы, где не соблюдались элементарные санитарные нормы. Близлежащие к рынку улицы были забиты автомобилями, тачками, лотками, препятствующими нормальному движению общественного транспорта.
По словам главы муниципалитета, в ходе масштабной реконструкции было демонтировано около 800 незаконно возведенных объектов и более 2000 стихийных торговых точек.
Сегодня в этом районе столицы расширена проезжая часть автодорог, отремонтированы тротуары, поставлены заграждения. Но что самое главное - полностью восстановлено уличное освещение и реконструированы фасады зданий. Особо мэр отметил решение проблемы транспортных парковок. Для этого оборудованы специальные места. Например, проезжая часть улицы имени Бюбюсары Бейшеналиевой увеличена с 15 до 23 метров. В случае, если автовладельцы захотят проигнорировать эти правила, близ рынка будут дежурить эвакуаторы. Так что любителю бросать машину в ненадлежащих местах придется искать свое авто на штрафной стоянке. А вот пешеходам надо будет научиться пользоваться имеющимся здесь подземным переходом. Для этого даже знаки специальные поставили.
Исчезли с обочин продавцы горячих пирожков "черт те с чем". Кстати, стихийные торговые точки, где реализуется скоропортящаяся пища, будут полностью запрещены. Для тех торговцев, кому пришлось покинуть привычное место, мэрия организовала новые точки на других рынках - "Дыйкан-Дордой", "Пишпек", "Стольный", Ала-Арча", "Сейтек".
Озвучил Омуркулов и дальнейшие, не менее амбициозные планы муниципалитета. В частности, окончание строительства автомагистрали в южной части города. Это, по мнению градоначальника, позволит разгрузить столичные дороги, а транзитному транспорту - сэкономить время в пути.