15.11.2012 00:25
Происшествия

Виноградов руководствовался при расстреле коллег собственным манифестом

Он переступил порог, за которым чужая жизнь ничего не стоит
Текст:  Юрий Снегирев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №264 (5937)
Всегда казалось: массовые расстрелы в мирное время возможны только в Америке, где всякий шкет спокойно покупает кольт.
Читать на сайте RG.RU

Ну, еще в Норвегии. Даже майор Евсюков стоял в сторонке от этого безумия - все-таки милиционер. И вот случилось: юрист московской фармацевтической компании Дмитрий Виноградов расстрелял семерых. То ли Брейвик, то ли сбрендил. То ли жертва несчастной любви. "Московский стрелок" начал сотрудничать со следствием. Мы попытались восстановить картину преступления, основанную на его показаниях.

7 ноября. 4 часа утра

Виноградов не спал эту ночь. Матери Елене Константиновне сказал, что рано утром, еще до пробок, поедет в Подольск на стрельбище - пострелять по тарелочкам. Поэтому собирает рюкзак. А сам уткнулся в ноутбук. Страшный план к тому времени уже созрел. Он пишет на своей странице ВКонтакте:

"Все, что я увидел и узнал за свою жизнь, воспитало во мне ненависть к человеку, как к виду. Я ненавижу человеческое общество, и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста".

"Поймите, что вы здесь лишние, вы - генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен".

Потом это назовут "манифестом московского стрелка". Спустя сутки после убийств страницу Виноградова посетят 20 тысяч любопытных. И более половины поставят "лайки" этим страшным словам. Администрация сайта, не дожидаясь закономерной реакции Роскомнадзора, ограничит посещение страницы Виноградова. О такой известности в столь короткий срок может мечтать любой начинающий блогер.

Папа у Дмитрия - геофизик, кандидат наук. Семья с виду благополучная. Правда, Дмитрий с детства не обладал богатырским здоровьем. Сначала мучила родовая травма - кривошея. Елена Константиновна возила по нескольку раз в неделю младенца на массаж. Потом в 4 года мальчик упал и сильно стукнулся головой об асфальт. Врачи констатировали сотрясение мозга. Появились головные боли. Походы по врачам ничего не дали. И только обращение к нетрадиционной китайской медицине как-то подправило здоровье.

В школе Дима был замкнут. Стеснялся отвечать у доски. Чуть не остался на второй год. Мама уговорила директора школы дать возможность ходить на дополнительные занятия и там, без класса, отвечать учительнице домашнее задание. Успеваемость резко повысилась. Виноградов стал заниматься спортом. Выступал на шахматных соревнованиях. Но не клеились у него отношения с одноклассниками. Причем как с мальчишками, так и с девчонками. В 9-м классе родители забрали Виноградова из 981-й школы и отдали в школу при Московской гуманитарно-технической академии - учиться на юриста. В 2000 году он без проблем поступил в престижное заведение: Институт государства и права Российской академии наук. Все, о чем мечтали родители, начинало сбываться. С таким образованием можно найти престижную работу. Что называется, выйти в люди.

5 часов утра. Квартира на Кантемировской

Виноградов в последний раз оглядел свою комнату. На стене - многочисленные дипломы и сертификаты. О том, что он от Фонда дикой природы принимал участие в спасательной операции у берегов Крыма. Тогда разлившаяся нефть грозила гибелью тысячам чаек. Об окончании курсов английского языка с отличием. О том, что он дипломированный программист, прошедший специализированные курсы Бауманки, подписанный собственноручно самим Биллом Гейтсом. Собственно говоря, из-за этого диплома его чуть не отчислили из института. После третьего курса Виноградов неожиданно для всех перестал появляться на занятиях. Вместо лекций и семинаров он пропадал по курсам и библиотекам. С одной стороны, полное небрежение к учебе, а с другой - несомненная тяга к знаниям. И проректор, почувствовав, что студент попросту сторонится своей группы, предложил перевестись на заочный.

Хорошую работу Виноградов нашел не сразу. Помыкавшись по маленьким фирмочкам, он пришел на собеседование в юридический отдел крупной фармацевтической компании. Дипломы и грамоты сделали свое дело. Виноградова взяли на весьма достойную зарплату. И, хотя руководство фирмы наотрез отказалось озвучивать цифры, не секрет, что специалист такого уровня получает до 80 тысяч рублей в месяц. Целое состояние для вчерашнего студента.

...Дмитрий сложил разобранное оружие и 230 патронов в объемный рюкзак. Сбоку приторочил туристический коврик - с него он обычно вел огонь на стрельбище из положения лежа. С таким рюкзаком он и раньше появлялся в офисе, когда ехал пострелять после работы. Поэтому вопросов у охраны к нему быть не должно. Разрешение на владение оружием с собой. Так, ничего не забыл?

Видеокамеры в подъезде зафиксировали Виноградова ровно в пять утра. Он сел в отцовскую "Тойоту" и поехал на работу. Накануне у него изъяли права за превышение скорости. Пока не было суда, он ездил по временному разрешению. Все было продумано до мелочей. Если бы его остановил инспектор, то придраться было не к чему. Документы в порядке. Оружие разобрано по всем правилам и уложено в рюкзак. Причем патроны отдельно. Молодой законопослушный парень едет за город отвести душу, пострелять. Что тут удивительного?

5.50. Улица Тихомирова

Машину Дмитрий припарковал на соседней улице с офисом. Заглушил мотор, заблокировал двери, откинул спинку. Дома он сказал, что взял отгул специально, чтобы пострелять. А в пробках стоять не хотелось. Только так можно было объяснить домашним ранние сборы оружия.

В феврале через лицензионно-разрешительный отдел ОВД Нагатино-Садовники Виноградов получил разрешение на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного оружия. Сейчас следователи проверяют, купил ли Виноградов медицинскую справку на разрешение или все же получил законно. Ведь далекое сотрясение мозга не прошло даром. Виноградов наблюдался у психиатра. И даже не один раз проходил курс медикаментозного лечения от депрессии. Но на учет в психиатрический диспансер таких не ставят. Формально - нет оснований.

Коллектив отнесся к новичку без особого внимания. Да и Дмитрий открывать душу был не склонен. В его трудовые обязанности входила экспертиза договоров на поставку медикаментов. Договоры составляла очаровательная Аня Казникова. Она первой улыбнулась Дмитрию в очереди за обедом. В следующий раз он пропустил Аню вперед и заплатил за двоих. Потом кино, ресторан, театр, цветы... Только на танцы ее не водил. Он не умел танцевать.

Аня охотно пользовалась щедростью кавалера. По словам Виноградова, он думал, что любовь взаимна. Как-то на двухдневной экскурсии в Суздаль Дмитрий проявил настойчивость в номере гостиницы. Но у него ничего не вышло. Нет, Аня не смеялась над ним. Но простить ей свою неудачу он уже не мог. В январе они собирались в турпоездку в Эдинбург. И тут приходит Ане эсэмэска: "Я с тобой, сука, никуда не поеду!" А потом еще одна: "Чего молчишь, тварь?" Потом Дмитрий объяснил это срывом, вызванным наветом коллег. Но отношения, если их можно было назвать таковыми, разладились навсегда. Однажды он саданул кулаком по плечу Аню в столовой.

- Держись от меня подальше! - прошипел он.

Аня обратилась в службу безопасности. Там успокоили: ничего страшного, с влюбленными это бывает. А Виноградова действительно уже трясло от одного приближения предмета былой любви. Он пил антидепрессанты, но они не помогали. Именно в это время он покупает свое первое ружье и патроны.

10 утра. Офис на Чермянской улице

Дмитрий запер "Тойоту" и быстрой походкой направился в офис. Влился в толпу опаздывающих клерков. На проходной его не осмотрели. Рамка даже не пискнула - была отключена. Поднялся к себе на этаж. Зашел в раздевалку для рабочих. Заперся. С этого момента кончился юрист Виноградов. Появился московский Брейвик. Он переоделся в черную "военку". Рассовал патроны и магазины для "Вепря" по карманам стрелковой жилетки, собрал оружие и набрал номер Ани.

- Ты на месте? Я сейчас зайду...

Аня только хмыкнула. Ее новый друг Саша Бирюк пошутил:

- Опять ругаться идет...

Тут из коридора раздался первый хлопок. Навстречу "Брейвику" попался Денис Моисеев - тот даже не работал в фирме, а только пришел на собеседование.

Дверь 400-го офиса распахнулась. На пороге стоял "Брейвик" во всей красе: в руках по ружью, весь в черном и на губах кривая презрительная улыбка. Оставшиеся в живых запомнили ее навсегда.

- Доброе утро, коллеги! - и черный терминатор открыл огонь.

За секунду до этого Аня успела крикнуть:

- Дима, не надо!

Но было поздно.

Как в американском фильме и - увы - американской жизни, он начал хладнокровно расстреливать своих коллег. Гильзы с противным стуком падали на ламинат. Комната наполнилась пороховым дымом. Летела штукатурка.

"Я лишь хотел, чтобы Анна видела, до чего она меня довела. Поэтому позвонил ей из туалета, убедился, что она на месте. Хотел убить как можно больше людей у нее на глазах. И еще, пожалуй, Бирюка хотел застрелить - я ревновал Аню к нему, когда мы еще были вместе" (из показаний Дмитрия Виноградова).

Сейчас следователи дотошно восстанавливают картину массового убийства. Кто из какого ружья был убит. Где была охрана, пока на ошалевшего от крови Виноградова бесстрашно кинулся Юрий Марченко. Почему убийцу вообще впустили в офис с огромным рюкзаком без досмотра? Но Сашу Бирюка и Лену Лапшину, Дениса Моисеева и Наталью Плеханову, Никиту Стрельникова и Антона Третьякова уже не вернуть. Им было от 25 до 33 лет. Еще одну жертву - Ярославу Сергенюк с простреленным легким на вертолете доставили в реанимацию.

Потом Виноградов скажет, и это прозвучит по всем каналам: "Я очень хотел застрелиться, но не успел. Я просил выстрелить мне в голову, но никто этого не сделал". И что он жалеет о содеянном. И просит прощения. Но никто ему уже не поверит.

Что будет с Виноградовым? Или психиатрическая экспертиза признает его невменяемым - и тогда долгое лечение в стационаре с решетчатыми окнами и кучей таблеток. Или врачи посчитают, что он отдавал себе отчет, когда расстреливал коллег, а потому подсуден. За такое и пожизненного мало. На вопрос: зачем он выложил в Интернете свой человеконенавистнический манифест, перед тем как пойти убивать из-за своей несчастной любви, ответят только психиатры. Любить и одновременно ненавидеть - не слишком ли сложно для такого заурядного заморыша? И еще пусть врачи ответят: почему под этим самым манифестом подписалось более 10 тысяч молодых, образованных, продвинутых граждан, пока доступ к нему не перекрыли? Россия полна ненависти. Нам так не хватает любви.

Арсенал

Второе ружье ему только мешало

В марте этого года Виноградов купил свою мечту - дорогое итальянское помповое ружье "Бинелли М3 Супер 90". Его часто используют спецслужбы во всем мире для штурма и наведения порядка. Подобным оружием размахивал легендарный терминатор. Магазин - 7 патронов 12-го калибра. Можно стрелять и дробью, и картечью, и пулями. А ровно через месяц, в апреле, отечественный карабин "Вепрь 12 - Молот", сконструированный на базе ручного пулемета Калашникова. С этим оружием он ворвался в офис. Но стрелять по-македонски - одновременно из двух стволов - ему не удалось. Дело в том, что "Бинелли" после каждого выстрела приходится перезаряжать. И сделать это одной рукой в экстремальной ситуации практически невозможно. Так что "Бинелли" явно было рассчитано на публику и только мешало. Именно поэтому в момент перезарядки магазина "Вепря" его смогли скрутить. Виноградову потребовалось всего 18 секунд, чтобы расстрелять все заряженные патроны и убить шесть человек.

Криминал Москва Столица