16.11.2012 00:51
Экономика

Экхард Кордес: Биометрические паспорта снимут необходимость выдачи виз

Немецкие предприниматели привезли в Россию решение проблемы дорожных пробок
Текст:  Анна Розэ (Берлин - Москва)
Российская газета - Столичный выпуск: №265 (5938)
Немецкие предприниматели готовы предоставить России уже готовые решения многих проблем мегаполисов. Например, как пробить дорожные пробки.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Восточный комитет германской экономики проведет в Москве деловой форум "Решения для города". Накануне корреспондент "Российской газеты" встретилась с председателем комитета, доктором Экхардом Кордесом.

Форум проходит параллельно с российско-германскими межправительственными консультациями. И в делегации, которая будет сопровождать Ангелу Меркель, много представителей деловых кругов Германии. Что бизнес ждет от этого визита?

Экхард Кордес: Мы хотели бы сфокусировать внимание на немецком бизнесе в рамках партнерства по модернизации, которое планируем расширять. Мы можем предложить россиянам нашу помощь в решении многих проблем современного мегаполиса. Лидеры промышленных предприятий, которые приедут вместе с канцлером, из самых разных отраслей: от электроники до автопрома.

80 процентов населения земного шара будут жить в городах к 2050 году

И какие перспективы вы видите для развития мегаполисов в России?

Экхард Кордес: По прогнозам, в 2050 году 80 процентов населения земного шара будут жить в городах. И надо создавать условия для производительной работы в них. Я много езжу по миру и наблюдаю, что в городах с двузначным миллионным населением условия жизни намного жестче. А у нас есть технологические решения, которые мы хотели бы предложить российским партнерам для применения в Москве и других городах в области инфраструктуры, транспортных развязок, энергоэффективности, ограничения вредных выбросов в атмосферу.

Например, не секрет, что транспортная архитектура в Москве нуждается в улучшении. Здесь интересно подумать о прямых магистралях или сети больших улиц без перекрестков, а также о функционировании городского транспорта. Здесь также нужны в широком смысле эффективные информационно-технологические структуры, которые бы могли помочь отказаться от необходимости частого физического передвижения. Допустим, когда из-за одной бумажки не надо будет идти в учреждение, а можно заказать ее по электронной почте, по телефону. Или когда товары могут быть заказаны в Интернете и доставлены на дом. В общем, речь идет о том, что многие дела можно будет осуществить не выходя из дома.

В Москве, да и в других городах остро стоит проблема парковки. Чем нам могут помочь немецкие предприниматели?

Экхард Кордес: У одного из них есть концепция по строительству больших парковок в районе вокзалов и пересадочных станций метро. Существуют также проекты, успешно опробованные в Германии, по строительству парковок на базе крупных торговых центров, которые могли бы не только использоваться людьми, приехавшими за покупками, но и другими автолюбителями. Это было бы очень хорошим дополнением к магистралям без перекрестков. Существуют также модели парковок перед въездом в центр городов.

Нужна и общая городская планировка, при которой оптимизация будет осуществляться не только на отдельных участках, но и разрабатываться общая концепция. Поверьте, это лишь звучит просто, а на деле требует огромных усилий. Однако, если этого в скором времени не сделать, в российских городах с населением более 5 миллионов человек невозможно будет создать продуктивную и приемлемую для жизни среду. Наш форум посвящен именно этой мегатенденции.

В больших городах постепенно становится все меньше чистого воздуха, ухудшается экологическая обстановка. Какие здесь решения?

Экхард Кордес: Уже разработаны двигатели внутреннего сгорания со значительно уменьшенным коэффициентом вредных выбросов. Не говоря о выбросах копоти, которые почти сведены к нулю как в грузовиках, так и в легковых автомобилях. Мы готовы предоставлять такие технологии.

Что мешает эффективному сотрудничеству? Может, пора уже, наконец, ввести между нашими странами безвизовый режим? Так давно об этом говорят, но...

Экхард Кордес: Конечно, эта проблема решаема. Восточный комитет считает, что необходимость выдачи виз значительно затрудняет и экономический, и просто культурный обмен между нашими странами. Можно найти различные подходы - выдавать визы, например, в облегченном порядке или с меньшими бюрократическими затратами. Наше мнение: виза между Россией и Германией - это анахронизм, и мы хотели бы развивать другие инструменты, например, введение биометрических паспортов, при которых отпадет необходимость виз.

В мире распространено мнение, что спасение Европы от кризиса лежит на плечах Германии и ее канцлера. Даже что ФРГ дает всем странам деньги как самая богатая страна еврозоны. Что случится, если вдруг Ангела Меркель после выборов, которые пройдут менее чем через год, уйдет с политической сцены?

Экхард Кордес: У нас в Европе действуют финансовые "спасательные" механизмы - это и фонд ESM (Европейский стабилизационный механизм), и уже введенный фонд EFSF (Европейский фонд финансовой стабильности). Германия вносит в них свой пропорциональный вклад, однако спасение еврозоны не лежит только на ее плечах.

Естественно, Ангела Меркель сыграла ведущую роль в рамках европейского кризиса. Особенно потому, что она проводила политику введения так называемых "долговых тормозов". Например, Германия с 2016 года благодаря этому должна освободиться от бюджетной задолженности.

Я хотел бы подчеркнуть: мы имеем дело не с кризисом евро, как многие полагают, а с общеевропейским долговым кризисом. На это указала и канцлер. Она также потребовала введения мер экономии и освобождения от государственной задолженности как в Германии, так и в других странах еврозоны. Любое государство с полностью приватизированным экономическим сектором может получить деньги лишь из налогов и сборов. Кредиты - это временная мера, которая ни в коем случае не должна войти в привычку.

Когда же мы, наконец, выйдем из кризиса?

Экхард Кордес: Без уравновешенных бюджетов невозможно вести успешную экономическую политику и стабилизировать евро, которое станет привлекательной валютой для других стран, желающих вступить в еврозону.

То есть Евросоюз не развалится и евро не угрожает полный крах?

Экхард Кордес: Если повсюду будут приняты необходимые и правильные меры, то есть признана проблема задолженности как первостепенная причина кризиса и намечена цель - возвращение к уравновешенным государственным бюджетам, тогда еврозона и Евросоюз не развалятся. Если не будут выполнены эти условия, тогда ситуация может стать критической. Но в Евросоюзе присутствует и политическая воля, и признание того, что надо действовать именно в этом направлении. Однако приведение в действие всех необходимых механизмов - это колоссальная задача.

Не грозит ли Европе и вместе с ней России новая волна инфляции?

Экхард Кордес: В Европе присутствует тонкое понимание того, что нельзя просто так печатать новые деньги. Здесь нет ни одного политика или экономиста, который бы сказал, что это в порядке вещей и что Европейский центральные банк должен просто так печатать новые денежные знаки.

Дискуссия идет вокруг вопроса, можно ли в ограниченный период времени применять меры, которые нельзя терпеть в долгосрочной перспективе. Однако некоторые считают, что это полностью неприемлемо, другие говорят, что в определенных условиях при определенных обстоятельствах это было бы возможно. У меня сложилось впечатление, что в настоящий момент дискуссия ведется с полной ответственностью.

Вопрос ребром

У рубля есть шанс стать международной валютой, как доллар и евро. Как вы думаете, насколько это реально?

Экхард Кордес: Россия, без сомнения, обладает потенциалом для того, чтобы стать всемирно важной экономической державой с растущим значением, если, конечно, будет использовать этот потенциал. И если она займет эту позицию, значит, и ее денежная единица автоматически обретет более высокую ценность.

Бизнес Технологии Дороги