16.11.2012 00:08
Культура

Эльдару Рязанову исполняется 85 лет

Судьба и удача - иронии и зигзаги одной творческой жизни
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №265 (5938)
Наш юбиляр - комедиограф, и от него ждут только смешного. Хотя он снял "Предсказание" - о жизни в предчувствии смерти. И "Андерсена" - о тотальном одиночестве. И "Дорогую Елену Сергеевну", задолго до Ханеке заставив зрителей мучиться от человеческой жестокости.
Читать на сайте RG.RU

Тем не менее первый вопрос журналистов: "Расскажите смешную историю". На этом разговор всегда заканчивается. Ибо -  "что есть история? Сказка, слегка приукрашенная правдой". Правду Рязанов рассказал - в интервью, книгах, стихах, телепрограммах и в фильмах. Вы просите сказок? Остается выгнать журналиста.

Мы о Рязанове знаем все. То есть знаем так мало, что, считайте, не знаем ничего. Потому что это не жизнь, а сплошные иронии удачи и зигзаги судьбы.

Он до сих пор не может определиться с профессией. С юности все деньги тратил на книги, заглатывая их вместо колбасы, и быстро понял, что лучшая профессия - писатель. И стал мечтать о мореходке: его идеалом был Мартин Иден. В мечтах о море он стоял на трамвайной остановке, как на развилке судьбы: в какую сторону пойдет вагон, туда и поедет будущий Иден. Трамвай пошел налево - ко ВГИКу, и мы получили не моряка-писателя, а режиссера. Это к лучшему: Иден плохо кончил, а так мы имеем более тридцати картин, из которых половина - всенародно любимые. Но произошло это по чистой случайности.

Рязанов пишет стихи. Иногда выдавая их за творения Уильяма Блейка - как ушедшую в фольклор строчку "У природы нет плохой погоды". Как Мартин Иден, пишет толстые книги. Как Каплер, ведет телепередачи. Вдруг вспоминает, что после ВГИКа пошел в документальное кино, "Весенними голосами" воспевая трудовые резервы, - и прикидывается журналистом, беря интервью у Пьера Ришара для ненавистного ТВ. Эти метания - результат неясности его настоящей профессии.

Ему ни в чем нельзя верить. Олег Басилашвили даже брал с Рязанова расписку, что тот будет его снимать в каждом новом фильме. Расписку Рязанов дал, но снимать не стал. Чтобы проверить надежность мастера, я задал вопрос, намеренно взяв его с потолка: "Как вы снимались в "Девяти днях одного года"? Это для меня звучало типа "Как вы побывали на Марсе?". Рязанов глазом не моргнул: "А знаете, ведь Ромм предлагал мне роль, которую потом сыграл Смоктуновский? Да, да! Дали почитать сценарий, он мне не понравился, о чем я и сказал Ромму: мне это не очень нравится, но готов попробовать. Вот съезжу во Францию в турпоездку, и - с удовольствием. Это было легкомысленно: пока я ездил, Ромм нашел Смоктуновского". Здесь весь Рязанов. Я и теперь не уверен, это розыгрыш или правда.

Он любит выдавать невероятное за очевидное. Во время съемок "Парижских тайн" - его сериала о знаменитых французах - он заметил, что кораблики на Сене носят имена Жанны Моро и Жана Габена, а кораблики на Москве-реке почему-то не носят имена Аллы Ларионовой и Михаила Жарова. И пустил по Сене кораблик "Эльдар Рязанов", а в кадре поблагодарил парижскую мэрию за оказанную честь. Москва розыгрышу поверила, но к хорошему опыту осталась, как всегда, глухой.

Увеличить

Мало кто знает, что кинофестиваль в Мадриде наградил "Небеса обетованные" как лучшую фантастику! "Картину о крушении страны, о боли и нищете, снятую на подлинной свалке в грязи и холоде, на Западе посчитали фантазией! Я очень смеялся", - комментировал Рязанов. А чего смеяться, если даже сказанную режиссером правду принимали за его фантазию! Взяв у него множество интервью, я сам уже не понимаю, чему в них верить. А он все улыбается: "Привет, дуралеи!".

Его творчество все - из случайностей. Мало кто знает, что роль Деточкина писалась на Юрия Никулина, который и рассказал Рязанову эту историю автомобильного вора-мстителя. Но клоун уехал на гастроли, и Рязанов стал примериваться к Олегу Ефремову. Сделали пробу, художник фильма Борис Немечек сказал, что Ефремов в роли Деточкина - волк в овечьей шкуре, и Ефремову отдали роль следователя. И только тогда Рязанов предложил Смоктуновского, который как раз примеривался к образу Ленина в фильме "На одной планете" и, по наблюдению Рязанова, даже стал картавить. Ленин плохо монтировался с автомобильным вором, Смоктуновский сопротивлялся,  и авантюрист Рязанов организовал экспедицию в Ленинград, чтобы снять кинопробу. Проба вышла чудовищной: "Такое не показывают, такое - лечат", - писал потом Смоктуновский. Но Рязанов упрям, и из этой чудовищной пробы вырос самый беззащитный и трогательный, самый "чаплинский" его герой. А герой Папанова в "Берегись автомобиля" носил фамилию Орел-Краюшкин. Но в журнале вышла одноименная повесть, и авторам в ярости позвонил реальный Орел-Краюшкин: у него на заборе дачи кто-то написал "Свободу Деточкину!". Орел накатал жалобу в ЦК, в выходящей книжке фамилию заменили на Сокола-Кружкина, а в фильме сочли за благо обойтись без нее вообще. Жалоба в ЦК имела страшную силу.

Еще один зигзаг удачи: комедия "Дайте жалобную книгу" появилась на свет только потому, что уже запущенный фильм "Берегись автомобиля" был признан неблагонадежным, и съемки застряли. Чтобы не потерять съемочную группу, Рязанов и стал снимать "Дайте жалобную книгу". А потом вернулся к злополучному Деточкину - и опять победил: вместо одного фильма стало два.

Он утверждает, что по натуре беллетрист. Что дедраматизацию придумали те, кто не умеют придумать сюжет, что фильмы без музыки снимают глухие, а "фильмы действия" - те, кто не могут придумать диалог. То же и в критике: большинство не умеет писать так, чтобы читать было интересно. Но находят друг друга, сбиваются в стаю и наносят много вреда искусству. Ему легко говорить: он мастер построения фабулы и диалога, он собирает лучших соавторов и актерские команды, он посылал героя в пасть тигру, а группу героев - в звездное небо над головой, он делал из красавиц мымр и наоборот, он снял классические музыкальные фильмы, открыл кучу талантов, умеет увлекательно писать, а под разящий обух его сарказма лучше не попадать. Он присвоил все мыслимые дарования и с этого Монблана теперь критикует. А это, знаете ли, каждый может.

Увеличить

Однажды он заявил, попивая кофе у нас в редакции, что категорически не согласен, будто художник - человек не от мира сего, что обязательно должны быть "тараканы". "А я от мира сего, и мне неинтересно про тараканов". И тараканы из Москвы действительно куда-то ретировались. Потому что неинтересное Рязанову - уже не существует.

Но мечту свою он предал: не снял ни одного морского фильма. Можно ему после этого верить?

Кого сыграл Рязанов в своих фильмах

Избранные фразочки из фильмов Рязанова

Увеличить

 

Наше кино