16.11.2012 00:51
Власть

Валерий Выжутович: Около половины россиян ничего не знают о СПЧ

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №265 (5938)
В нынешний понедельник президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека впервые собрался в обновленном составе. "Очень рассчитываю на то, что в нашей работе будет преемственность того, что делалось на этом направлении в предыдущие годы, - сказал Владимир Путин, открывая заседание. - И конечно, мы должны будем обращать внимание на все стороны нашей жизни: и на вопросы политического характера, и на вопросы организации нашего общества, государства, на социальные вопросы".
Читать на сайте RG.RU

Совет был сформирован в результате интернет-голосования, в котором приняли участие 100 тысяч человек. Его количественный состав, расширенный до 62 человек, определил сам президент, предложив включить в совет по три от каждой номинации победителя в конкурсном отборе. Владимир Путин призвал участников встречи организовать работу так, чтобы Совет по развитию гражданского общества и правам человека мог влиять на деятельность исполнительных органов власти и полиции. "Конечно, граждане ждут от людей, которые профессионально занимаются правами человека, существенной поддержки, особенно тогда, когда дают сбой государственные механизмы, - сказал президент. - И я понимаю наше сотрудничество таким образом, что эта прямая обратная связь с российским обществом, доходящая до самого верха власти, позволит нам вместе с вами совершенствовать инструменты управления нашим государством, создавать условия для того, чтобы вопросы в нашей стране решались прежде всего в интересах ее граждан".

Теперь, когда совет окончательно сформирован, волна дискуссий вокруг этого органа, не спадавшая несколько месяцев, вероятно, пойдет на убыль. Но поляризация мнений останется прежней.

Если не вдаваться в нюансы, есть две принципиальных точки зрения на президентский Совет по правам человека. Первая: этот консультативный орган при главе государства способен оказывать реальное влияние на принятие решений, затрагивающих права человека; он имеет подлинную, а не только декларируемую цель содействовать развитию институтов гражданского общества. И вторая: это имитация правозащиты; совет как был, так и остается декоративным органом, встроенным в исполнительную вертикаль. Первую точку зрения высказывает власть, вторую - оппозиция.

Волна дискуссий вокруг Совета по правам человека, не спадавшая несколько месяцев, вероятно, пойдет на убыль. Но поляризация мнений останется прежней

Правда, все эти споры - верхушечные. Их ведут депутаты, лидеры партий, уличные политики. Что касается населения... По данным фонда "Общественное мнение", около половины российских граждан ничего не знают о существовании президентского Совета по правам человека. А тем, кто информирован, был задан вопрос: "Как вы думаете, Совет по правам человека при президенте РФ пользуется или не пользуется уважением, авторитетом в обществе?" Утвердительный ответ дали 19 процентов опрошенных, отрицательный - 16 процентов, и 13 процентов затруднились с ответом. Примерно таков же был разброс мнений о том, оказывает ли совет влияние на решения, которые принимает глава государства. В том, что влияние имеется, убеждены 19 процентов россиян; что оно отсутствует, считают 17 процентов. Но самым показательным стал ответ на вопрос: "Что, на ваш взгляд, важнее при подборе членов Совета по правам человека при президенте РФ: доверие к ним со стороны главы государства или их авторитет в обществе?" Первое сочли более важным лишь 4 процента опрошенных, второе - 23 процента, а 18 процентов ответили, что "и то и другое важно в равной мере".

Будет ли Совет по правам человека в его новом составе ангажирован президентом? Наивный вопрос. Это совет ПРИ президенте. Разумеется, глава государства видит в этом органе инструмент своего влияния на общество. Разумеется, хочет, чтобы это влияние было максимально эффективным. Такова природа любой власти. В странах развитой демократии существуют всевозможные консультативные советы и комиссии, к работе в которых привлекаются представители общества. Скажем, в США действует более десятка таких советов и комиссий при президенте, их членов выбирает сам хозяин Белого дома и вряд ли он держит подле себя лишь отъявленных критиков своего курса. Присутствие в подобных органах представителей общественности, лояльных власти (в новом составе Совета по правам человека при президенте РФ такие люди есть), - еще не признак авторитаризма. Его признак - отсутствие там несогласных (этим обновленный СПЧ тоже не страдает).

Всеобщей мобилизации на общественный фронт никто не объявлял. Хотите - участвуйте, не хотите - вольному воля

В течение нынешнего года Совет по правам человека по разным причинам покинули более 10 человек. Председатель совета Михаил Федотов сообщил, что выбывшие члены совета все равно останутся при нем в качестве экспертов. Но в правозащитной среде отношение к совету настороженное. При этом единого мнения нет. Одни считают этот орган "муляжом гражданского общества". Другие говорят, что надо пользоваться любой возможностью воздействовать на власть.

Вопрос о сотрудничестве с властью всегда был самым щепетильным для представителей либеральной общественности. Но всеобщей мобилизации на общественный фронт никто не объявлял. Хотите - участвуйте, не хотите - вольному воля. Если по-прежнему полагаете, что не существует лучшего, нежели уличный митинг, способа донести до власти свои мнения, предложения, требования, - ступайте к гранитному Марксу на Театральной площади или, сообразно вашим предпочтениям, к Соловецкому камню на Лубянке, выбирайте себе любую площадку, но после не жалуйтесь, что вас не услышали.

Позиция Совет по правам человека