19.11.2012 00:42
Экономика

На площади Тверской Заставы в Москве возобновились строительные работы

Памятник Максиму Горькому вернется на площадь Тверской Заставы в 2014-м
Текст:  Константин Завражин Аркадий Колыбалов Любовь Проценко
Российская газета - Федеральный выпуск: №266 (5939)
На площади Тверской Заставы, вот уже семь лет стоящей перекопанной, возобновились строительные работы. Правда, пока лишь подготовительные.
Читать на сайте RG.RU

Но до конца ноября, как заявил "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, будет определен победитель объявленного тендера по выбору подрядной организации, которой предстоит завершить реконструкцию. А летом 2014-го от Белорусского вокзала исчезнут все заборы, и даже вернется на место памятник Максиму Горькому.

 
Видео: Константин Завражин/ RG.RU

Согласитесь, новость хорошая. Ведь в возвращение памятника уже мало кто из москвичей верит. Что впрочем, и не мудрено. Пролетарский писатель в бронзе работы Ивана Шадра и Веры Мухиной, удостоенной, между прочим, Сталинской премии, стал первой жертвой эпопеи с площадью Белорусского вокзала. Его демонтировали в декабре 2005 года, вскоре после того, как было принято реконструировать площадь Тверской Заставы в рамках реконструкции всего Ленинградского проспекта. Дети, родившиеся в тот год, пошли уже в школу, а памятника так еще ни разу и не видели. "Увозили его так поспешно, что отбойными молотками переломали все ноги, - рассказал корреспонденту "РГ" зав. передвижной мастерской Дмитрий Евсеев, видевший монумент вскоре после доставки его в место последней ссылки - в парк "Музеон". Он пролежал там два года, пока музейные работники не добились его реставрации. Сейчас памятник выглядит снова вполне бодро, окруженный 8 Лениными и 2 Сталиными и явно не прочь вернуться в город с задворок истории.

Корреспондентов "РГ", нашедших его там, удивило, что стоит он на низенькой плите, а не на постаменте. Расследование, проведенное с помощью департамента строительства, помогло найти и постамент. Оказалось, что выполненный из полированного красного гранита, он был вывезен шестью грузовиками в Балашиху, на склад одной из строительных организаций.

Выяснилось, что пострадал Горький для блага народа. Ведь за прошедшее годы новые власти в корне пересмотрели решение предшественников. Экспертиза, выполненная по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, показала, что гигантский торговый центр, который планировалось там построить, полностью парализует движение транспорта у Белорусского вокзала. Поэтому сейчас там решено возвести только подземный паркинг. По словам Геннадия Рязанцева, руководителя "Мосинжпроекта", в недрах которого разработан новый проект реконструкции площади, - на целых 1760 машино-мест. Наличие таких паркингов сейчас особенно актуально для столицы.

И вообще центром всей реконструкции теперь стала не торговля, а транспортная составляющая, с более бережным подходом к сохранению городской среды. Взять хотя бы еще одно уникальное сооружение начала прошлого века - Тверской путепровод через железнодорожные пути Смоленского направления. С учетом выросших габаритов грузов, которые перевозят сейчас поезда, железнодорожники просили поднять его в высоту на полтора метра. "Вокруг этого было много копьев сломано, - рассказал "РГ" Андрей Бочкарев. - Это одна из причин задержки с окончательным утверждением проекта реконструкции. Признаюсь: нам было бы проще снести существующее искусственное сооружение и взамен него построить новое. Но мы не будем этого делать, потому что изменение пропорций убьет город".

Для увеличения пропускной способности на соединении Ленинградского проспекта - улицы Тверской справа от путепровода решено построить дублер с тремя полосами движения в сторону области. Основной же ход - все пять полос - будет отдан транспорту, направляющемуся в центр города. Улицы Лесную и Бутырский Вал, рядом с которыми начнется сооружение дублера, реконструируют, но тоже самым щадящим образом. Перенесут коммуникации, чтобы не повредить их в ходе работ, сделают более мощной ливневую канализацию, обновят остановки общественного транспорта, а под Бутырским Валом построят подземный пешеходный переход, который даст выход к Белорусскому вокзалу. Подземные пешеходные переходы появятся также под 1-й и 2-й Брестскими улицами. В паркинг предусмотрен удобный доступ как с площади, так и с дублера путепровода.

Автомобилисты тоже выиграют: для них под путепроводом запроектированы четыре тоннеля вместо сегодняшнего одного: для связи Грузинского Вала с Бутырским, выезда на 1-ю Брестскую и 2-ю Брестскую улицы. Напомню, предыдущим проектом предполагалось добавить один прокол. Самое же замечательное, что для того, чтобы выехать из пробок с площади Белорусского вокзала, москвичам даже не придется ждать окончания всех работ. Выбраться из них поможет временная эстакада, которая была построена на Ленинградском проспекте на время сооружения Волоколамского тоннеля, а сейчас переедет сюда, на площадь Белорусского вокзала. И примерно с февраля-марта все машины как с Брестских улиц, так и с Грузинского Вала, а также идущие по Ленинградке в центр города, поедут по ней. Светофор же, собирающий гигантские пробки машин у Белорусского вокзала, исчезнет - сначала временно, а затем навсегда.

Увеличить инфографику

Сейчас возле вокзала кипит работа хотя и круглосуточная, но почти невидимая миру. Это завершаются объекты, брошенные еще в 2008 году. 250 строителей трудятся одновременно на семи площадках. В три смены они убирают коммуникации из пятна застройки будущего паркинга в новые коллекторы. Их почти не видно, так как работают люди на восьми-десятиметровой глубине. С фотокорреспондентом "РГ" мы спустились в котлованы, убедились: в одном сооружается канализация, во второй убирается водопровод и все кабели. Собственно, это мог был быть и один котлован, если бы не нужно было сохранять движение с 1-й Брестской улицы. Но стройка стройкой, а жизнь не остановишь. Когда котлованы закроют, на площади вместо одного прежнего сквера появятся три новых, и в одном из них, самом ближнем к вокзалу, вновь встанет памятник Горькому. Вряд ли его будут встречать такие же восторженные толпы москвичей, какие встречали писателя здесь, на Белорусском, в 1928 году, когда он вернулся из итальянской ссылки. Но в том, что монумент придаст узнаваемый, чисто московский вид этой современнейшей новой транспортной развязке, лично я не сомневаюсь.

Фоторепортаж
 
Инфраструктура Дороги Москва Столица