Но до конца ноября, как заявил "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, будет определен победитель объявленного тендера по выбору подрядной организации, которой предстоит завершить реконструкцию. А летом 2014-го от Белорусского вокзала исчезнут все заборы, и даже вернется на место памятник Максиму Горькому.
|
Видео: Константин Завражин/ RG.RU |
Согласитесь, новость хорошая. Ведь в возвращение памятника уже мало кто из москвичей верит. Что впрочем, и не мудрено. Пролетарский писатель в бронзе работы Ивана Шадра и Веры Мухиной, удостоенной, между прочим, Сталинской премии, стал первой жертвой эпопеи с площадью Белорусского вокзала. Его демонтировали в декабре 2005 года, вскоре после того, как было принято реконструировать площадь Тверской Заставы в рамках реконструкции всего Ленинградского проспекта. Дети, родившиеся в тот год, пошли уже в школу, а памятника так еще ни разу и не видели. "Увозили его так поспешно, что отбойными молотками переломали все ноги, - рассказал корреспонденту "РГ" зав. передвижной мастерской Дмитрий Евсеев, видевший монумент вскоре после доставки его в место последней ссылки - в парк "Музеон". Он пролежал там два года, пока музейные работники не добились его реставрации. Сейчас памятник выглядит снова вполне бодро, окруженный 8 Лениными и 2 Сталиными и явно не прочь вернуться в город с задворок истории.
Корреспондентов "РГ", нашедших его там, удивило, что стоит он на низенькой плите, а не на постаменте. Расследование, проведенное с помощью департамента строительства, помогло найти и постамент. Оказалось, что выполненный из полированного красного гранита, он был вывезен шестью грузовиками в Балашиху, на склад одной из строительных организаций.
Выяснилось, что пострадал Горький для блага народа. Ведь за прошедшее годы новые власти в корне пересмотрели решение предшественников. Экспертиза, выполненная по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, показала, что гигантский торговый центр, который планировалось там построить, полностью парализует движение транспорта у Белорусского вокзала. Поэтому сейчас там решено возвести только подземный паркинг. По словам Геннадия Рязанцева, руководителя "Мосинжпроекта", в недрах которого разработан новый проект реконструкции площади, - на целых 1760 машино-мест. Наличие таких паркингов сейчас особенно актуально для столицы.
И вообще центром всей реконструкции теперь стала не торговля, а транспортная составляющая, с более бережным подходом к сохранению городской среды. Взять хотя бы еще одно уникальное сооружение начала прошлого века - Тверской путепровод через железнодорожные пути Смоленского направления. С учетом выросших габаритов грузов, которые перевозят сейчас поезда, железнодорожники просили поднять его в высоту на полтора метра. "Вокруг этого было много копьев сломано, - рассказал "РГ" Андрей Бочкарев. - Это одна из причин задержки с окончательным утверждением проекта реконструкции. Признаюсь: нам было бы проще снести существующее искусственное сооружение и взамен него построить новое. Но мы не будем этого делать, потому что изменение пропорций убьет город".
Для увеличения пропускной способности на соединении Ленинградского проспекта - улицы Тверской справа от путепровода решено построить дублер с тремя полосами движения в сторону области. Основной же ход - все пять полос - будет отдан транспорту, направляющемуся в центр города. Улицы Лесную и Бутырский Вал, рядом с которыми начнется сооружение дублера, реконструируют, но тоже самым щадящим образом. Перенесут коммуникации, чтобы не повредить их в ходе работ, сделают более мощной ливневую канализацию, обновят остановки общественного транспорта, а под Бутырским Валом построят подземный пешеходный переход, который даст выход к Белорусскому вокзалу. Подземные пешеходные переходы появятся также под 1-й и 2-й Брестскими улицами. В паркинг предусмотрен удобный доступ как с площади, так и с дублера путепровода.
Автомобилисты тоже выиграют: для них под путепроводом запроектированы четыре тоннеля вместо сегодняшнего одного: для связи Грузинского Вала с Бутырским, выезда на 1-ю Брестскую и 2-ю Брестскую улицы. Напомню, предыдущим проектом предполагалось добавить один прокол. Самое же замечательное, что для того, чтобы выехать из пробок с площади Белорусского вокзала, москвичам даже не придется ждать окончания всех работ. Выбраться из них поможет временная эстакада, которая была построена на Ленинградском проспекте на время сооружения Волоколамского тоннеля, а сейчас переедет сюда, на площадь Белорусского вокзала. И примерно с февраля-марта все машины как с Брестских улиц, так и с Грузинского Вала, а также идущие по Ленинградке в центр города, поедут по ней. Светофор же, собирающий гигантские пробки машин у Белорусского вокзала, исчезнет - сначала временно, а затем навсегда.
Сейчас возле вокзала кипит работа хотя и круглосуточная, но почти невидимая миру. Это завершаются объекты, брошенные еще в 2008 году. 250 строителей трудятся одновременно на семи площадках. В три смены они убирают коммуникации из пятна застройки будущего паркинга в новые коллекторы. Их почти не видно, так как работают люди на восьми-десятиметровой глубине. С фотокорреспондентом "РГ" мы спустились в котлованы, убедились: в одном сооружается канализация, во второй убирается водопровод и все кабели. Собственно, это мог был быть и один котлован, если бы не нужно было сохранять движение с 1-й Брестской улицы. Но стройка стройкой, а жизнь не остановишь. Когда котлованы закроют, на площади вместо одного прежнего сквера появятся три новых, и в одном из них, самом ближнем к вокзалу, вновь встанет памятник Горькому. Вряд ли его будут встречать такие же восторженные толпы москвичей, какие встречали писателя здесь, на Белорусском, в 1928 году, когда он вернулся из итальянской ссылки. Но в том, что монумент придаст узнаваемый, чисто московский вид этой современнейшей новой транспортной развязке, лично я не сомневаюсь.