Примерно такая же ситуация, может быть, где-то чуть лучше, и в других регионах страны. Хотя в последнее время процесс заметно ускорился - мы ежедневно получаем от 10 до 15 пакетов материалов об аттестованных рабочих местах, тогда как раньше за целый месяц поступало по одному-два отчета. Причины общие: недостаток средств (оценка одного рабочего места стоит от 2,5 до 3 тысяч рублей) и аттестующих организаций.
Проблемы с последними возникли в 2010 году после выхода приказа N205н Минздравсоцразвития России об утверждении услуг в области охраны труда, требующих государственной аккредитации. В Калининградской области на тот момент полномочных организаций, включенных в соответствующий реестр министерства, не было. Полгода ушло на раскачку: заявившим о себе игрокам на региональном рынке необходимо было создать свои лаборатории, набрать штаты, приобрести оборудование для проверки и пройти аккредитацию в Москве. Сегодня в области работают три компетентные фирмы, и заказов они набрали на полгода вперед. Работодатели встали в очередь.
В других субъектах РФ этот вопрос решается проще: нет своих аттестующих организаций, работодатели заключают договор с действующими в соседнем крае. Сегодня в России насчитывается более шестисот аккредитованных фирм, есть из кого выбирать. Но для предприятий эксклава, куда, как поется в песне, "только самолетом можно долететь", вызов профи с чемоданчиком с аппаратурой из Москвы, Санкт-Петербурга или любого другого города дорого обходится, расходы за перелеты ложатся на себестоимость паспортизации рабочих мест.
За работодателями мы приглядываем, исполнительная власть теребит, прокуратура проверяет и через суд понуждает к проведению аттестационных мероприятий. Штрафы по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях - от 30 до 50 тысяч рублей, впрочем, виновников не сильно пугают. Но информация о том, что в Госдуму внесен проект закона об ужесточении санкций за несоблюдение безопасности труда, в том числе за невыполнение обязательства по аттестации - от 300 до 800 тысяч рублей, многих встряхнула. Тем более никто не заставляет руководителей проводить ревизию, что называется, в один присест, это финансово непосильно даже для иных солидных компаний. Можно составить график и разбить его по годам, главное - строго ему следовать. Аттестация с рассрочкой позволит избежать замечаний контролирующих органов. Бюджетные учреждения - больницы, школы, детсады пошли по этому пути.
За полтора года удалось выработать алгоритм действий: издание приказа об аттестации, заключение договора с полномочной организацией, получение карт, предоставление сводной ведомости об аттестации и сведений о том, кто ее проводил, в Госинспекцию труда для занесения в общероссийскую базу данных. Работодатели стали грамотнее: раньше присылали курьеров, секретарш, сегодня приносят документы сами, чтобы не упустить какой-то вопрос. Например, забыв известить инспекцию о проведенной аттестации, предприятие может оказаться в штрафниках. В результате - море потраченных нервов у чистых перед законом бизнесменов. Но их урок пошел другим впрок.
И в этом плане, как показала прошедшая недавно в Пскове международная конференция по охране труда с участием специалистов из России, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии, нам есть чем поделиться с коллегами и есть чему поучиться у них. К примеру, белорусы выстроили жесткую декретную систему управления организацией охраны труда на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях. Благодаря этому одна из газо транспортных компаний, где трудятся 6 тысяч человек, в текущем году не допустила ни одного несчастного случая. Безопасность обеспечивается и за счет жесткой сертификации средств индивидуальной защиты. Начальникам в течение месяца после назначения на пост предписано сдать республиканской комиссии экзамен по охране труда. Кстати, по этой дисциплине шесть учебных заведений готовят инженеров-трудовиков, отдельно - специалистов по охране сельскохозяйственного труда, а один из вузов пестует трудовиков-магистров.
Как справедливо заметил наш литовский коллега, самое ценное - это человеческая жизнь. Сломанный механизм можно починить или купить новый, а человека не реанимируешь. Чтобы переломить кровавую статистику гибели людей на производстве, в Литве начали обучать охране труда со школы, чтобы дети с малолетства постигли, что такое опасно, рискованно, нельзя. Наверное, и нашей молодежи такой ликбез не помешал бы. Анализ причин нарушений в трудовой сфере свидетельствует, что большинство из них происходит из-за незнания азов охраны труда самими работниками.
Самый больной вопрос, который в большей степени касается российских предприятий, - это полная беззащитность гастарбайтеров. При приеме на работу из-за плохого знания русского языка их практически никто не инструктирует. Я уже не говорю об обеспечении средствами индивидуальной защиты, медицинскими полисами. Получив травму, гастарбайтеры никогда не жалуются в инспекцию, не все случаи гибели трудовых мигрантов на производстве становятся предметом гласности. Такой статистики нет.