20.11.2012 00:46
Экономика

Эксперт: Более половины сверхдорогих госзакупок неэффективны

Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №44 (873)
Конкуренция в сфере госзакупок очень сомнительна. 57% сверхдорогих госзакупок (на сумму свыше 1 млрд руб.), совершенных с апреля по сентябрь 2012 года, было осуществлено у единственного поставщика. Это говорит об их низкой эффективности, отмечается в очередном мониторинге Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). Всего эксперты проанализировали 221 закупку на общую сумму свыше 586 млрд руб., из них 35,3% прошло конкурентно - на участие в них поступило несколько предложений от поставщиков, а 7,7% не состоялось.
Читать на сайте RG.RU

Среди основных признаков ограничения конкуренции при госзакупках эксперты НАИЗ выделили ограничение сроков исполнения контракта, составление документации под конкретного поставщика, ограничение на поставки аналогов и непрозрачность ценообразования. В мониторинге приводятся конкретные примеры: так, ограничение сроков исполнения подтверждает заказ на поставку лекарственного препарата "Ритуксимаб" для минздрава. Указанная в документации дата проведения аукциона - 15 ноября, а срок окончания поставки - 15 декабря. При этом препарат необходимо доставить в 96 пунктов по всей территории страны. В случае полного или частичного неисполнения обязательств для поставщика предусмотрены штрафные санкции. При таких условиях заявку может подать только участник, у которого нужный препарат уже находится на складе, констатируют в НАИЗ.

В мониторинге отмечается, что собранная статистика показала крайнюю неэффективность применяемых в соответствии с 94-ФЗ способов размещения заказа для крупных закупок свыше 1 млрд руб. Так, экономия на закупках у единственного участника практически отсутствует и находится на уровне 0,75% от начальной стоимости. В то же время крупные закупки, проведенные конкурентным образом, дали в среднем 9,41% снижения стоимости. По мнению экспертов НАИЗ, закупки у единственного источника используются для придания легитимности контрактам с высокой стоимостью без рыночного обоснования цены. Вероятность того, что цена является завышенной, в таких случаях высока, потому что отсутствует реально действующая система ее обоснования, основанная на проверяемых источниках расчета.

- Одна из ключевых проблем сегодняшней системы госзакупок и 94-ФЗ состоит в том, что заказчики ориентированы не на достижение цели, а на соблюдение формальных процедур, - считает гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. - Они следят не за тем, для чего проводится закупка и чего достигает организация благодаря ей, а за тем, как она эту закупку проводит. Например, сегодня в рамках системы, выстроенной по 94-ФЗ, 90% всех закупок проводится в виде аукционов. Мы же считаем, что Федеральная контрактная система (ФКС), проект которой сейчас обсуждается, должна позволять проводить закупки в электронной форме с помощью различных видов торговых процедур: конкурсы, запросы котировок и предложений и т.д.

По мнению эксперта, стремление задать жесткие параметры и процедуры для заказчиков - это мера, которая в условиях нашей страны перестает работать. Выход прост - нужно взращивать культуру в отрасли: давать заказчикам и участникам определенную свободу в плане выбора той или иной процедуры закупки - по форме, по типу. При этом нужно учитывать, отметил Габестро, что существуют ситуации, когда госзаказчик действительно может воспользоваться услугами единственного поставщика (как, например, некоторые закупки Роскосмоса). Чтобы не стричь всех под одну гребенку, необходимо законодательно устанавливать императивы на принципы эффективной работы, а не на процедуры. "Нужно стимулировать заказчиков, которые проводят более открытые процедуры конкурентным образом, - вот основной принцип для того, чтобы выдавливать из отрасли недобросовестных заказчиков и растить профессионалов", - убежден эксперт.

- В качестве одного из вариантов решения проблемы можно предусмотреть норму, которая в развитие закона о ФКС (или вне зависимости от него) позволит принять нормативный акт, направленный на усиление контроля за закупками у единственного поставщика со стороны госорганов, - предположила исполнительный директор "Нексиа Пачоли Консалтинг" Татьяна Парфенова. - Например, можно разработать и утвердить порядок формирования перечня предприятий и организаций, для которых рынок ограничен единственным источником закупки в силу "монопольности" поставщика продукции/услуг. Предложения о включении таких поставщиков в перечень будут представляться предприятиями в ФАС.

По ее мнению, в составе этих предложений обязательно должны быть соответствующие обоснования и сведения, подтверждающие действующие на рынке ограничения. Решение о включении /сохранении/ исключении поставщиков в указанном перечне может приниматься на уровне межведомственной рабочей группы, создаваемой ФАС. Внесение изменений в перечень должно осуществляться ежегодно на основании отчета предприятия о проведенных закупках у единственных поставщиков. Перечень может формироваться по стратегически важным поставщикам, стоимость закупки по которым составляет 500 млн руб.

Между тем ко второму чтению проекта закона о ФКС продолжают поступать поправки. Так, на прошлой неделе депутаты Госдумы предложили передать часть контрольных полномочий в сфере госзакупок Федеральному казначейству. Как пояснил глава департамента развития федеральной контрактной системы минэкономразвития Кирилл Степанов, ведомство будет отслеживать соответствие объекта закупки, идентификационного кода и средств финансового обеспечения, выделенных на него. Он добавил, что поправки исключают возможность размещения денег на счетах в казначействе и предусматривают создание системы, по которой финансовые средства участников блокируются на лицевых счетах на счете электронной торговой площадки, открытой в банке. При этом к банкам будут предъявляться требования в отношении их финансовой устойчивости, сказал Степанов. Впрочем, основные полномочия по контролю за госзакупками сохранятся за Федеральной антимонопольной службой.

Крупные компании