Любовь Юрьевна, почему работодатель должен быть заинтересован в работе над профстандартами? Не все ли равно, как называется профессия его работников, - люди работают, прибыль идет, и зачем как-то усложнять себе жизнь?
Любовь Ельцова: Разрыв между реалиями рынка труда и системой образования таков, что работодателям часто приходится переучивать вчерашних выпускников, а также проводить адаптацию работников длительное время. В этих целях подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам. Это неизбежно приведет к изменению или дополнению образовательных программ. Таким образом, произойдет настройка системы образования к требованиям бизнеса.
Очень важно сказать о том, как будет построена работа над профстандартами. В настоящее время в правительство внесен проект распоряжения, который утверждает план разработки профстандартов. План сформирован на основе общероссийского классификатора занятий и включает 11 групп профессий. На основе экспертной оценки определено количество профстандартов - около 800 единиц. Таким образом, новая система квалификаций будет представлять собой более укрупненные характеристики квалификационных требований по сравнению с действующей системой справочников (ЕТКС, ЕКС), которая насчитывает свыше 7,5 тыс. работ и профессий рабочих, должностей служащих и специалистов. Итог - появятся базовые профессиональные стандарты, на основе которых еще могут развиваться и отраслевые системы, и корпоративные. Планируется, что профессиональные сообщества или работодатели будут заинтересованы выходить с заявкой, какой они профессиональный стандарт хотели бы разработать.
В плане подготовки говорится о создании экспертного совета при Минтруде России. Кто в него войдет и какой будет степень его влияния?
Любовь Ельцова: Мы придаем очень большое значение и предоставляем много полномочий экспертному совету. Самое главное - ключевую роль в нем будут играть представители бизнеса. А там, где работодателем является государство (в первую очередь, бюджетная сфера), в совет войдут, конечно, представители министерств. Для чего совет нужен? После того, как профессиональный стандарт будет разработан, нам очень важно, чтобы его одобрило профсообщество и работодатели - те, кто непосредственно заинтересован в этих квалификационных требованиях к специалистам. Таким образом, самая главная функция экспертного совета - принять профессиональный стандарт, или, если члены совета посчитают нужным, отклонить, или отправить на доработку или экспертизу. А уже после одобрения экспертным советом профстандарт будет утвержден приказом Минтруда России. Первоочередная же задача - определить вместе с работодателями, профессиональными сообществами и профсоюзами, какова будет структура типового макета профессионального стандарта. Его основа сегодня уже есть - Российский союз промышленников и предпринимателей разрабатывает профстандарты уже несколько лет.
По мнению работодателей, чиновник не может написать хороший профессиональный стандарт. Поэтому мы как раз и построили работу таким образом, что ключевыми разработчиками являются работодатели. Они будут заявляться от профессионального сообщества на подготовку профстандартов. Государство же, в свою очередь, поможет в части соответствия с законодательством, окажет организационно-методическую поддержку. Но самый главный вопрос, еще раз подчеркну, в том, чтобы активность шла как раз от бизнеса, от профессиональных сообществ.
А переаттестацию не придется проводить после принятия новых стандартов?
Любовь Ельцова: Мы предусматриваем обязательную плавность перехода от квалификационных справочников к профстандартам, поэтому здесь опасений быть не должно. Профессиональные стандарты, которые будут разработаны на федеральном уровне, будут носить рекомендательный характер для бизнеса. Работодатель, ориентируясь на них для управления персоналом, при выработке штатного расписания, при аттестации работников будет уже конкретно формулировать свои локальные документы. Вопрос аттестации работников отрегулирован законодательством и не является новацией для работодателей и работников.
Как новые специальности будут вноситься в этот единый классификатор?
Любовь Ельцова: Профессиональный стандарт - это живая система, и будет требовать постоянных изменений. Нужно будет дополнять стандарты с периодичностью в три года, по каким-то позициям - раз в пять лет.
Менять условия труда не придется работодателям?
Любовь Ельцова: В первую очередь важно соблюдение законодательства. Трудовой кодекс и все подзаконные акты должны неуклонно выполняться. Профессиональные стандарты будут помогать и системе образования, и самому работнику, и работодателю выстраивать по-новому работу с учетом эффективной системы квалификаций.
Профстандарты будут носить рекомендательный характер. Но зачем они тогда нужны, если необязательны?
Любовь Ельцова: Но и действующие ЕТКС и ЕКС носят рекомендательный характер. За исключением определенных профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации, - там для работодателя более жесткие ограничения в части использования наименования профессий, должностей или вида работ. Рекомендательный характер этих справочников не мешает строить системы - и оплаты труда, и обучения. К сожалению, действующую систему ЕТКС, ЕКС уже сложно переформатировать. Поэтому создается новая система в виде профессиональных стандартов. В инициативном порядке разработка профессиональных стандартов уже началась. Есть утвержденная дорожная карта Агентства стратегических инициатив по развитию национальной системы квалификаций, в которой прописана необходимость такой работы. Очень много проектов в регионах, очень активно развивается проект в Уральском федеральном округе - там запланирована разработка профстандартов в строительной сфере. И теперь нам очень важно создать общую базу и все новации, которые есть сейчас на территории Российской Федерации, интегрировать в единую систему. Перед нами поставлена амбициозная задача: разработать за два года восемьсот стандартов. Это большая, тесная работа со всеми заинтересованными участниками.
Не могу не обойти еще одну инициативу минтруда - сейчас в Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, который позволяет принимать на работу сотрудника по заявлению, подписанному электронной подписью и без записи в трудовой книжке. Вы оценивали, сколько удаленных работников затрагивает этот законопроект?
Любовь Ельцова: Специальной статистики нет. По экспертной оценке не менее ста тысяч человек. Но даже если десять или одиннадцать человек работает так, надо создать условия для того, чтобы люди могли реализовывать трудовые права.
Насколько работодатели заинтересованы в легализации "виртуалов"? Часто, если ищут человека на удаленную работу, желают сэкономить на рабочем месте. Соотношение "цена-качество" - тоже не последний аргумент в поиске фрилансера. Какой смысл тогда работодателя стимулировать на то, чтобы оформить человека официально, платить за него налоги, социальные взносы, если он старается экономить?
Любовь Ельцова: Действительно, такая позиция имеет место быть. Но я хочу сказать следующее: Трудовой кодекс дает право человеку выбирать, к кому он пойдет работать. И сейчас очень важно как раз защитить права работников. И при прочих равных человек выберет то место, где будут социальные гарантии: оплата больничных листов, формирование пенсионных прав за счет начисления страховых взносов и другие. Наверное, правоприменительная практика покажет, что какие-то вопросы нужно будет дополнительно прорабатывать в законодательстве. Но по сути законопроект вводит в легальное поле то, что действует сейчас на практике.
Времена нынче не сытые, не могу не спросить - при легализации фрилансеров вопрос дополнительных доходов в бюджет учитывался? Потому что "белые" рабочие места - это налоги и пенсионные взносы.
Любовь Ельцова: Пока есть только экспертная оценка, и понятно, что эти доходы будут не очень большими на первом этапе. Мы рассчитываем, что возможность официально устроиться на дистанционную работу будет выводить работников в легальную сферу, но это, безусловно, требует времени.