20.11.2012 00:43
Экономика

Большинство регионов РФ оказались непривлекательны для инвесторов

Текст:  Алексей Балиев
Российская Бизнес-газета - : №44 (873)
Долги регионов страны по инвестиционным и бюджетным кредитам с 2012 года растут, что ухудшает не только бюджетные возможности, но и инвестиционную конкурентоспособность более чем половины субъектов Федерации. Чтобы остановить или хотя бы замедлить эту тенденцию, требуются дифференцированные ставки налогообложения в регионах в зависимости от их социально-экономического положения. Таковы основные выводы конференции "Долги и инвестиционный климат в России", прошедшей в Москве в Торгово-промышленной палате РФ.
Читать на сайте RG.RU

Глава комитета ТПП по промышленному развитию Валерий Платонов отметил, что растет задолженность и регионов, и отраслей. Этот фактор инвесторы считают рискованным для прямых и других вложений, тем более долгосрочных. Но в целом, по его мнению, речь идет "об изъянах бюджетной политики, предопределяющей рост региональных и отраслевых долгов".

По словам зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрия Росляка, большинство региональных бюджетов ныне формируются из кредитов, предоставляемых государством. Но речь, по его мнению, сегодня должна идти не столько об увеличении этих кредитов или о льготных условиях кредитных заимствований, сколько об эффективных способах повышения налоговых потенциалов местных бюджетов.

Однако администрации многих регионов сетуют на исчерпание возможностей расширения местной налоговой базы. А на растущей кредитной зависимости от госбюджета, по их мнению, сказываются также реальный уровень инфляции, степень дотационной зависимости регионов от центра, система федерального налогообложения.

Так, по мнению Алексея Островского, губернатора Смоленской области, не могут быть одинаковыми налоговые ставки, например, в Москве и дотационных субъектах Федерации. Чиновник полагает, что в отношении стратегических инвестпроектов в таких регионах надо стремиться к обнулению налога на прибыль. То же самое касается единого сельскохозяйственного налога. Отметим, что этот подход поддерживают многие субъекты Федерации.

Между тем, к настоящему времени с дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 57 субъектов Федерации, т.е. 65% от их общего числа (82). Совокупный же госдолг субъектов уже достиг 22% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ. Причем долги по инвестиционным, коммерческим и госкредитам составляют львиную долю в этой задолженности (см. диаграмму).

При этом в 20 субъектах объем госдолга превышает 50% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. Эту планку превысили Мордовия, Костромская, Рязанская, Тверская, Вологодская, Астраханская и Саратовская области. Те же регионы, как отмечалось в ходе форума, остаются наиболее проблемными с точки зрения долговой нагрузки на бюджеты. И, как следствие, в сфере притока прямых производственных инвестиций.

Экономика