20.11.2012 11:18
Общество

Братья Стругацкие: Приходя - не радуйся, уходя - не грусти

Текст:  Игорь Вирабов
Без Стругацких в литературе - ни одного значительного Фаталиста. Завтра, может, появятся - а сегодня их нет.
Читать на сайте RG.RU

Почему прощание с Борисом Стругацким называют знаковым?

Братья Стругацкие - писатели непростые. Точнее, не просто писатели.

Дело даже не в том, насколько велик их вклад в "развитие научной фантастики" - это вот и без нас легко повторят все их плоские литературные "последователи".

Дело и не в том, что по их сюжетам по сей день пытаются или планируют снимать кино - Тарковского уж нет, Германа не дождешься, а дальше один всеупрощающий Голливуд, которому уж точно дано срубить кассу, но - не дано уловить нерва Стругацких.

Может, вся штука в том, что их имена и сегодня назубок известны распоследним обитателям интернет-пространства и блогосферы? Ну да, здесь любят не читать, а говорить - но здесь популярен ник (интернет-псевдоним) "Сталкер", здесь любят игры на тему того же "Сталкера" и тусовки на тех же "сталкерских" сайтах. Но от Стругацких и тут мало что остается.

Тогда в чем дело наконец?

А в том, что с уходом братьев Стругацких - на литературном поле не остается больше скептиков и фаталистов такого масштаба. А они и были именно скептики и фаталисты, нерасчетливые по житейским меркам. Нелепо сейчас пышно именовать их "великими писателями" или "великими мыслителями" (а так и пишут) - они, если и великие, то именно фаталисты. И это ничуть не умаляет их значения, поверьте. За этим бездонность не меньшая. Они фаталисты не для дураков, для умных. Главное, не путать фаталистов и скептиков с пессимистами. Их оптимизм - не на "ржачке" шоу и не на дежурных "чииз". Их ироничный, умственный оптимистический фатализм - штука несвоевременная.

А когда они, спросите, были своевременны? Конечно, всегда - и, конечно, никогда.

Оптимизм их насчет прошлого, настоящего и будущего держался на хрупкой игре парадоксов и смыслов. Слава братьев Стругацких тянулась из времен иных человеческих потребностей, их давно поставили на полку и вежливо протирали, демонстрируя пиетет. Не Стругацкие изменились - а глобальное время. Они от времени не отстали, просто теперь они, оказалось, нужны адаптированные, клиповые. Фатализм их философический вытеснила конъюнктурная злоба дня и ни к чему не обязывающий цинизм. Просто смысл существования вышел из моды. Не навечно, конечно, но сейчас - вот так.

К счастью, оба они, и Борис Стругацкий, оставшись без брата, легко ориентировались в сегодняшних реальностях и относились к ним, как и к себе самим, иронично. Что касается прогнозов на будущее, в последних своих интервью Борис Стругацкий видел самые серьезные угрозы человечеству в незбежном глобальном энергетическом кризисе - "если не удастся запустить какой-то альтернативный источник энергии (термояд)”. Сытому обществу Потребления придется умерять аппетиты.

И вообще перспективы человечеству Борис Стругацкий рисовал смутные - "никакие моральные, юридические, философские и даже религиозные соображения воспрепятствовать этому не смогут… Киборг, или "вечный человек", может, и превратится в супермена, но при этом перестанет быть человеком. История хомо сапиенс прекратит течение свое. С эволюцией не поспоришь, но такое будущее мне неприятно”.

Верил ли он, что вот сейчас кто-то вчитается, вникнет задумается и - что-то изменит? Кажется, не слишком. Но надежда-то была: а вдруг кто-то что-то изменит - хотя бы лишь в себе самом? Тоже немало ведь.

Что предсказали Стругацкие

Братья-фантасты предсказали существование колец у всех планет-гигантов. Впервые упомянули эффект замедления времени, обыгрываемый современными спецэффектами в тех же фильмах "Матрица" или "Аватар".

В повести "Понедельник начинается в субботу" Стругацкие описали прототип Википедии.

В их произведениях можно встретить несуществующие в те времена аналоги пейнтбола, модификаторов тел, экстремального спорта, аудионаркотиков. Опережая нанотехнологов, они создали "микро-топор". А их "котлеты бараньи квазибиотические" - понятно, возникли тогда, когда и не слыхали про ГМО.

Вот еще, кстати. В книге "Хромая судьба", изданной в 1984 году, они упоминают "Институт лингвистических исследований АН СССР". А самостоятельный Институт лингвистических исследований РАН появился в стране лишь через 7 лет, в 1991-м (до того было Ленинградское отделение Института языкознания)

Новые словечки Стругацких

Стругацкие создали слово "магнитовидеофон" ("Стажеры"), когда не было нынешних видеомагнитофонов.

Среди словечек, которыми жонглируют их герои, - ароматьеры, чушики, интель, порники, бомбозонд, карбонная коррозия, одоратор, слег, перш и рыбарь. А среди приборов и механизмов, которыми герои орудуют, - ментограмма, злободробитель, самозапиральник, ментоскоп…

Стругацкие придумывают веселые аббревиатуры - вроде НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства).

"Никель" у них - денежная единица, а "галоша" - летательный аппарат будущего.

Понятно, что слово "Зона", особое для наших ушей, у них приобретает новые космические глубины - для тех, кого не пугает самокопание и самоедство.

Понятно, наконец, что после Стругацких именем нарицательным стал "Сталкер". Слово "сталкер" (от англ. Stalk - "подкрадывание"), кстати, им приглянулось, когда Аркадий Стругацкий переводил повесть Киплинга "Сталки и компания" ("Stalky & Со").

Любопытные цитаты из книг фаталистов

Фоторепортаж
 
Утраты Литература