Руководители Росавиации и Росморречфлота получили письмо с поручением организовать подготовку "к созданию Федерального университета транспорта в Центральном федеральном округе на базе Московского государственного университета путей сообщения с присоединением к нему Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) и Московской государственной академии водного транспорта". Одновременно предписывается оперативно передать филиалы МГТУ ГА другим вузам по территориальному признаку.
В общем, приехали! А точнее - приземлились. Надо сказать, это не первая попытка разобраться с вузами гражданской авиации: несколько лет назад их уже пытались забрать у Росавиации и передать под крышу минобразования. Но тогда все-таки хватило понимания, что передача в общий "котел" учебных заведений, готовящих "штучных" специалистов - пилотов, авиационных инженеров и диспетчеров - может привести к катастрофическим последствиям. И это не пустые слова.
По прогнозу экспертов, до 2020 года российским авиакомпаниям потребуется 1030-1200 современных воздушных судов. Причем доля зарубежных самолетов в пассажирском авиапарке оценивается в 60%. Но самолеты сами не летают. И от того, кто сядет за штурвал, кто будет готовить лайнер в аэропорту и управлять им в небе, напрямую зависит безопасность полетов. Тот самый пресловутый "человеческий фактор", из-за которого случаются или не случаются ЧП в воздухе.
В чем специфика отраслевой системы подготовки авиаторов? Ее образовательные стандарты базируются на требованиях международной организации ИКАО, Воздушного кодекса РФ и никак не потерпят унификации ни с железнодорожными, ни с речными нормами. В авиации говорят: все нормативы писаны кровью. Не случайно когда-то одной из первых мер со стороны ИКАО было именно внедрение стандарта по профессиональной подготовке и аттестации авиационного персонала (Чикагская Конвенция 1944 года).
Сегодня в системе подготовки авиаторов существуют три вертикально интегрированных комплекса на базе вузов гражданской авиации. У каждого - четкая специфика. То, что система работает, и надежно, подтвердил и наделавший столько шума мониторинг эффективности вузов: ни одно высшее учебное заведение отрасли в скандальный "черный список" не попало. Однако там оказались... и Московская государственная академия водного транспорта, и свыше десяти филиалов МИИТа!
Что такое сегодня МГТУ ГА? Авиапредприятие в миниатюре. Учебное хозяйство огромное: учебные воздушные суда, аэродромы, средства УВД, другие технологические объекты, связанные с обеспечением полетов и обслуживанием авиатехники. Университет включен в реестр авиационных учебных заведений ИКАО, как базовая высшая инженерно-техническая школа в России. И это принципиально отличает его от вузов железнодорожного и речного транспорта.
- Подобные учебные заведения должны получать всемерную поддержку, а не вовлекаться в пучину сомнительных реорганизаций, - подчеркивает эксперт, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР по науке, эксплуатации и ремонту авиатехники Виктор Горлов. - Присоединение университета к любому непрофильному вузу неизбежно приведет к снижению качества подготовки. Будет потеряна связь обучения с авиатранспортным производством. Это недопустимо.
Ликвидация МГТУ ГА нанесет невосполнимый урон высшей технической школе гражданской авиации страны - считают эксперты. В Росавиации с таким мнением, похоже, согласны. Как стало известно "РГ", в ведомстве подготовлено письмо, в котором содержится просьба исключить "указанный технический университет гражданской авиации из перечня вузов, в отношении которых предполагается реорганизация".