22.11.2012 06:32
Экономика

На Среднем Урале создадут технополис

Драйвером экономического роста на Среднем Урале может стать технополис
Текст:  Анна Колесник Юлия Санатина (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5942)
Замедление экономического роста в России до двух-трех процентов в год не позволяет решать стоящие перед страной социальные и экономические задачи. Чтобы с ними справиться, необходимо за ближайшие 3-4 года сформировать новую модель социально-экономического роста. Об этом заявил директор департамента стратегического управления и бюджетирования министерства экономического развития РФ Артем Шадрин, выступая на конференции "Точки роста экономики Большого Урала" в Екатеринбурге.
Читать на сайте RG.RU

Поддержать достойных

Приоритеты государственной политики в этих условиях - поддержка высокотехнологичных отраслей и стимулирование частных расходов на НИОКР, а также модернизация инфраструктуры и создание условий для привлечения частных инвестиций. Однако, по мнению большинства участников конференции, пока эффективность господдержки инноваций в стране невысока.

По признанию губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, внятной промышленной политики сегодня нет ни на региональном, ни на федеральном уровнях. Областные власти поставили задачу разработать такую программу до конца текущего года. Как заявил Куйвашев, важнейшей задачей сегодня представляется развитие кооперации - внутриобластной и межрегиональной - в рамках Большого Урала. Именно с этой позиции власти будут подходить и к инвестпроектам, решая вопрос об их поддержке.

- Предоставление преференций дает нам право спрашивать за результат, - резюмировал губернатор.

С таким жестким подходом согласны далеко не все аналитики. Например, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что на Урале, где нет моря и других безусловных конкурентных преимуществ, не стоит так тщательно "фильтровать" инвесторов.

По словам заместителя директора Межведомственного аналитического центра Юрия Симачева, есть опасность, что государство вообще поддержит "не те" компании. Так, в период кризиса власти из патерналистских побуждений помогали неэффективным предприятиям удержаться на плаву. А еще нередко помощь получает бизнес, который только прикидывается инновационным.

Реальная же картина, составленная по данным опроса руководителей крупных и средних предприятий, выглядит просто удручающе. Только 22 процента российских компаний тратят на технологические инновации десятую часть выручки или больше, еще 15 процентов - более одного процента от выручки, при этом треть предприятий вообще не осуществляет технологических инноваций, а две трети не финансируют проведение НИОКР. Результаты такой политики вполне предсказуемы: технологический уровень 60 процентов российских компаний ниже, чем у их зарубежных конкурентов.

Наиболее продвинутые - молодые компании с иностранным капиталом. Увы, они, по понятным причинам, больше склонны сотрудничать с зарубежными поставщиками знаний и технологий, а не с отечественными НИИ и университетами.

Занятость высоких технологий

Ученые задаются вопросом: как в таких условиях выполнить поставленную президентом РФ задачу по созданию к 2020 году 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест и 1,5-кратному увеличению производительности труда?

Начнем с того, что 25 миллионов - это 35 процентов занятых сегодня в экономике. А, учитывая демографические тенденции, к 2020 году численность трудоспособного населения сократится еще на 9-10 процентов. Особенно тревожит ситуация в обрабатывающей промышленности, где количество работающих с 2000-го по 2010 год уменьшилось с 11 до 7,8 миллиона человек. Практически вдвое упала численность занятых в сельском хозяйстве.

- Не сокращается бюджетная сфера. Стало больше работников торговли, а самый динамично растущий сектор - госуправление и органы безопасности. Очевидно, именно здесь наиболее высокотехнологичные рабочие места, - язвительно замечает Наталья Зубаревич.

Тем не менее мировой опыт показывает, что ничего невозможного нет: в КНР в 2006-2010 годах создано 55 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, в Бразилии с 2002-го по 2010-й - 15 миллионов.

- У нас при текущей структуре трудовых ресурсов создание новых рабочих мест возможно в ограниченных количествах. Основным направлением промышленной политики должна стать модернизация существующих рабочих мест, - резюмирует директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Сергей Кадочников.

Усилия власти нужно, в частности, направить на создание инвестиционной инфраструктуры: особых экономических зон, промышленных и технологических парков. Соответствующая программа в Свердловской области разработана уже около года назад, однако пока наглядных результатов ее действия нет.

Западный рецепт

Между тем исходя из мирового опыта инновационного развития территорий технополисы и бизнес-инкубаторы зачастую становились драйверами экономического роста небольших европейских городов, как правило, не имевших значимого источника дохода, выгодного местоположения или богатых ресурсов. Муниципалитеты правильно рассчитали, что такие структуры смогут привлечь на территорию бизнес и деньги.

Например в Монпелье, где создан лучший в мире бизнес-инкубатор. Как рассказал вице-президент агломерации Монпелье Жильбер Пастор, благодаря политике властей, направленной на поддержку инноваций, некогда заштатный французский городок превратился в наукоград, которому инновационные проекты приносят полмиллиарда евро в год.

- У нас не было промышленности, но имелись хорошие образовательные традиции. Поэтому город сделал ставку на инновационное развитие, - рассказывает он. - В 1978 году был создан первый бизнес-инкубатор, который стал помогать стартапам и малым предприятиям развиваться и выходить на международный уровень. Не столько материально, сколько с помощью знаний, опыта и связей. Впоследствии здесь образовано еще 18 технологических парков, в которых сейчас в общей сложности работают 20 тысяч предприятий.

В Финляндии технополис создали в отдаленном малочисленном городке Оулу. Он стал специализироваться на сдаче в аренду помещений для компаний вкупе с предоставлением широкого спектра бизнес-услуг. В том числе центр занимается поиском инвесторов для своих резидентов, помогает им составлять бизнес-планы международного уровня, предлагает варианты коммерциализации идей.

Местоположение неважно - важны знания, отмечает председатель совета директоров технополиса Пертти Хуусконен.

По словам международных экспертов, создание подобных центров требует политической воли и больших интеллектуальных, организационных, финансовых вложений. Причем должен пройти не один десяток лет, чтобы бизнес-инкубатор вышел на мировую арену и стал успешным.

Технополис с видом на Шарташ

Подобная стратегия предлагается и для Екатеринбурга, а именно - создание международного научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого может стать Уральский федеральный университет.

- Мы хотим создать на базе УрФУ региональный центр инноваций, подобный Сколково, - рассказывает проректор по экономике и стратегическому развитию университета Даниил Сандлер. - Он  должен дать толчок развитию научной мысли на Урале, которая отвечала бы потребностям местной и российской промышленности. Как показывает мировая практика, регионы, в которых открывались подобные кластеры, совершали рывок в экономическом и социальном развитии. 

Главная проблема, которая пока мешает созданию кластера, - финансовая. Федеральные власти готовы поддержать идею, если регион заявит о своей заинтересованности в ее реализации. А свердловские чиновники, в свою очередь, обещают помощь только в том случае, если сначала получат одобрение на высшем уровне.

По мнению зарубежных гостей конференции, главный залог успеха таких структур - именно активная поддержка со стороны местных властей. И французский, и финский центры предпринимательства создавались по инициативе и на средства муниципалитетов. Там, где власти не могли помочь деньгами, они предоставляли льготы при аренде земель и помещений, делали налоговые послабления, а  в Оулу еще и привлекли к созданию технополиса 18 инвесторов.

- Вузу будет сложно реализовать проект в одиночку, - подтверждает Пастор Жильбер. - Конечно, можно надеяться на инвесторов, но, как показывает практика, бизнесу нужно сначала увидеть, что идея реально работает и у нее есть перспективы. Так что прежде всего местной власти нужно создать условия для технопарка. Но впоследствии регион получит десятикратную отдачу.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь