В каком жанре будет следующее произведение Михаила Сегала, который известен так же как писатель? Об этом, о фильме "Рассказы" и о многом другом с ним беседует обозреватель "СОЮЗа".
Михаил, как, по-вашему, будущее действительно за короткими фильмами?
Михаил Сегал: Будущее чего? Если кинотеатров - вряд ли. Сейчас ходят на жанровое кино - хотят получить впечатление, развлечение. Короткометражные фильмы не вписываются в эту схему. Формат полуторачасового фильма давно ясен, и именно на такое время зрители в кино ходили и будут ходить.
Что в таком случае для вас обращение к короткому метру - отсутствие денег или вам нравится этот формат?
Михаил Сегал: После нескольких лет простоя в кино я решил, что надо снять хоть что-нибудь. Поскольку собирался делать это своими силами, то понял, что так можно сделать лишь небольшую работу. Поэтому я и написал коротко, и собрал всех, кто может мне помочь. Это было сделано как некая разминка мускулатуры. А потом мы подали заявку на "Кинотавр", дальше уже участвовали в конкурсе. Но сделано все это было исходя из имеющихся возможностей.
С актером Андреем Мерзликиным вы сделали как сценарист короткометражный фильм GQ.
Михаил Сегал: Он идет 13 минут. Андрей сказал мне, что хочет попробовать себя, снять что-то, попросил написать сценарий. Я сначала его спросил: расскажи мне, что ты хочешь как автор?
Мне важно было понять, что ему близко, что хочется художественно сказать. Выслушав, я придумал три истории, записал их коротко, на уровне нескольких предложений, и прислал Андрею. Когда Мерзликин снимал, я не вмешивался.
Еще в новелле "Мир крепежа" меня поразило ваше чувство слова. Писать или снимать? Как вы делаете выбор? В чем вы себя ощущаете лучше?
Михаил Сегал: Это зависит от того, от чего больше я устал. Если снимал долгое время кино, то хочется взять творческий тайм-аут, писать. Но если долго вне режиссерской профессии, начинаешь скучать по самой атмосфере съемок.
В одной из новелл фильма, которая называется "Круговое движение", вы все же не обошлись без политики - Игорь Угольников играет роль президента. Это конъюнктура?
Михаил Сегал: Это социально-политическая новелла, в ней это должно было быть. Весь сюжет - как люди дают взятки - строится от бытового уровня простых людей до вершин власти. А затем все возвращается обратно. В этом и состоит идея новеллы.
И в этой новелле первую взятку дают за техосмотр. Это после вашего фильма его отменили?
Михаил Сегал: Все в фильме - вменяемая условность. Мы снимали первую новеллу, когда была еще милиция. А в третьей новелле уже ездят машины с надписью "полиция". Так что если кино хорошее, это не помешает. Если плохое - не поможет.
Где вы нашли бабушку - экстрасенса для новеллы "Энергетический кризис"?
Михаил Сегал: Бабушка - актриса из Минска Тамара Миронова, которая в моем прошлом фильме "Франц и Полина" играла маму главной героини. Я с тех пор ее безумно полюбил. И так же как "под Мерзликина" я писал новеллу "Мир крепежа", так и здесь сочинял, зная, что хочу, чтобы снималась именно она.
В последней новелле "Возгорится пламя" есть сцена, где герои - мужчина лет 45 и его молоденькая любовница - говорят об истории России, и выясняется, что девушка ничего в этом не понимает. Что важно для мужчины среднего возраста: чтобы было о чем говорить с женщиной или банально "провести ночь"?
Михаил Сегал: Герой нашего фильма не сумел найти ответ на этот вопрос. Я думаю, проблема в том, что его кидает от одного к другому. Пока ему не хватало молодой девушки, он думал, что будет у меня она - все пойдет отлично. Потом, когда чудо случилось и у него закрутился роман с девушкой, оказалось, что ему нужно совсем другое. Он от нее ушел и опять стал общаться с женщиной своего возраста. Но через какое-то время все может снова повториться. В этом суть.