В обсуждении приняли участие: писатель Виктор Ерофеев, гендиректор издательства "Эксмо" Олег Новиков, музыкант Андрей Макаревич, историк моды Павел Каплевич, журналист Филипп Бахтин, PR-директор Microsoft Марина Левина и другие. В обстановке совершенно не книжной (кинозал с приглушенным светом, мягкие диванчики, прохладительные напитки) собравшиеся с шутками обсуждали падение интереса к чтению. Начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Роспечати Александр Воропаев начал с констатации факта: Россия с позиции самой читающей страны скатилась на 34-е место. Его тут же поддержал Андрей Макаревич, напомнивший, что в советское время чтение было вопросом престижа, и не иметь у себя дома томика Пастернака было просто неприлично. Но полного единодушия в рядах выступающих все же не наблюдалось. Кое-кто из присутствующих усомнился в том, что если ребенок или подросток не читает книг, то из него толку не выйдет. Вот, мол, у них самих дети - пусть и не из книг, но откуда-то еще научились-таки строить многосложные предложения и стали вполне интересными молодыми людьми. Спорить и приводить примеры на этот счет можно до бесконечности - чем участники дискуссии и занимались бы, если б их время не поджимало.
Лагерю "читающих" родителей ясно: ребенка к чтению приучать надо, и не важно, будет ли он шелестеть страницами или тыкать пальцем в букридер. Лагерю "нечитающих" очевидно: пусть растет как хочет. Первым, пожалуй, сложнее - поди еще заинтересуй ребенка книгой...
Разговор был приурочен к началу Всероссийского конкурса буктрейлеров. Зал периодически обращался к экрану, с которого продемонстрировали пару примеров книжных роликов. Вдохновили именно эти ролики кого-то - вслух не решился признаться никто. Но никто и не спорил с тем, что буктрейлеры могут быть вполне интересными и стильными, действительно могут и молодежь "зацепить", и быть конкурентоспособными - не все же йогурты, чудесно регулирующие пищеварение, рекламировать.
Куратором конкурса стал известный художник, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Кирилл Преображенский. Подать заявку на конкурс очень просто: необходимо снять короткий ролик (не более 2 минут) о любой книге и отправить его через специальную форму на сайте www.booktrailers.ru. Победители конкурса получат высокотехнологичные призы, а обладатель гран-при - контракт с одним из крупнейших российских издательств "Азбука-Аттикус" на создание буктрейлеров.
Открытым, правда, пока остался вопрос: сможет ли Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (при чьей поддержке организован конкурс) помочь в продвижении хороших работ на телевидение, в киносеть, чтобы бить не "по воробьям", а по самой широкой аудитории - и всерьез пропагандируя необходимость чтения? Начать можно было бы с роликов, рекламирующих книжные ярмарки, - сейчас, скажем, ролик ММКВЯ, который крутят в период ярмарки в сентябре, вызывает сплошную тоску. В том, что талантливые работы найдутся, сомнений нет.