Новая потребительская корзина начнет действовать с 1 января 2013 года и утверждена на пять лет. "Собирать" ее будут несколько иначе, чем раньше.
В новой потребительской корзине больше мяса и рыбы. Сейчас на одного взрослого полагается около 32 килограммов мяса в год, а будет почти 59. Рыбы - 16 килограммов, а будет 18 с половиной.
Прибавку также заложили по овощам, яйцам, фруктам. При этом количество некоторых других продуктов наоборот уменьшили.
Это касается хлеба, картошки и, особенно, жиров. Разработчики документа посчитали, что взрослым людям масла и маргарина нужно есть вполовину меньше, чем сейчас.
Есть изменения в плане товаров и услуг. Расходы на них теперь "привязаны" к стоимости продуктов и должны составлять ровно половину от этой суммы. То есть 25 процентов отводится на товары и столько же - на услуги.
Стоимость новой потребительской корзины, если считать в деньгах, выросла всего на 200 рублей для взрослых, на 411 рублей для пенсионеров и на 250 рублей для детей. Это 6,3 тысячи, 5,4 и 6,4 соответственно.
Потребительская корзина - понятие достаточно условное. Рассчитывается она не для того, чтобы люди ориентировались на ее нормы при походе в магазин, а в основном для определения прожиточного минимума - это денежный эквивалент стоимости потребительской корзины.
В отличие от корзины, которая пересматривается один раз в пять лет, величина прожиточного минимума меняется ежеквартально и определяется исходя из действующих цен на продукты питания, товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. В целом по России этот минимум утверждается правительством, а на уровне регионов - местной властью. Он должен быть таким, чтобы хоть какой-то набор необходимых продуктов, товаров и услуг (то есть то, что есть в корзине) человек с небольшим достатком все же мог получить. Если доходы гражданина недотягивают до этого минимума, он признается бедным и получает право на помощь от государства.
Именно от величины прожиточного минимума отталкиваются все расчеты социальных выплат - будь то пенсии или пособия. Если существенно увеличить стоимость корзины, то пропорционально должны вырасти и остальные параметры.
Кстати, как раз из-за того, что по прожиточному минимуму проводят черту бедности в стране, такие услуги, как мобильная связь или Интернет, при расчете новой корзины решили не учитывать.
Эксперты напоминают, что корзина практически не менялась с 1999 года.
При внимательном ее рассмотрении оказалось, что самых необходимых для человека продуктов там меньше, чем даже в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорилось в пояснительной записке к действующей сейчас корзине. К тому же реальные траты жителей страны на питание, покупку товаров и оплату услуг заметно превышали суммы, заложенные в потребительской корзине. К примеру, в 2008 году расходы на питание "на бумаге" составляли 44,8 процента семейного бюджета, тогда как на самом деле они почти достигали отметки в 50 процентов. На непродовольственные товары жители страны согласно параметрам потребительской корзины тратили 16,9 процента своих доходов, а на самом деле - 24,8 процента. Чтобы ликвидировать этот перекос, с 2013 года корзину решили наполнять по новому методу.
В потребительской корзине французов 250 продуктов, товаров и услуг. У американцев - около 300. У англичан - 350. А у немцев больше 470.
В минимальный набор товаров и услуг для европейцев и американцев входят мобильные телефоны, Интернет, DVD-плееры, посещение кафе и ресторанов, театров, футбольных матчей, абонементы в фитнес-центры, расходы на садовника, няню для детей, косметику, ремонт машины и дома. Учитываются даже траты на покупку корма для кошек и собак.
Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни:
- Я очень сожалею, что закон о новой потребительской корзине принят в таком виде. По продуктам питания там, конечно, заложена более прогрессивная модель, с этим никто не спорит. Но к заметному увеличению общей стоимости минимального "набора" продуктов, товаров и услуг это не привело. Рост составляет в среднем всего четыре процента - это же капля в море. По нашим расчетам, корзина должна быть раза в три весомее. Это в идеале. На нынешнем этапе можно было бы учесть хотя бы некоторые вещи: мобильные телефоны, компьютеры. Получается, что дети, растущие в семьях с небольшим доходом, лишаются возможности вписаться в жизнь, где правят бал информационные технологии. Не заложены в корзину сбережения, возможность пользоваться кредитом, хотя бы изредка питаться вне дома...
Шаг назад - переход на процентный метод расчета стоимости товаров и услуг. В международной практике такие примеры есть. В частности, такой метод используют в США. Но для нашей страны он не подходит. Дело в том, что у нас основной рост инфляции идет именно по услугам. В основном из-за того, что регулярно повышаются тарифы естественных монополий. Проще говоря, дорожают электроэнергия, газ, вода, тепло, железнодорожные билеты... Рост цен на услуги в России опережает темпы увеличения стоимости продовольствия уже на протяжении многих лет.
Процентный метод расчета плох тем, что в потребительской корзине будет отражаться продовольственная инфляция. А расходы на услуги, которые в следующие пять лет будут расти даже заметнее, нет. То есть бедность в стране со временем будет искусственно занижаться.
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций:
- Если сильно увеличить потребительскую корзину, можно серьезно подорвать экономику, поскольку придется подгонять под нее не только льготы, но и зарплаты. Себестоимость производства отечественной продукции в итоге увеличится, а конкурентоспособность снизится. Это с одной стороны. С другой - увеличивать ее размер, конечно, необходимо. С нового года тарифы на те же услуги ЖКХ опять начнут расти. Это подстегнет инфляцию, так что разрыв между тем, что люди будут реально тратить на услуги, и тем, что про это написано на бумаге, будет увеличиваться.
Я согласен с тем, что в потребительскую корзину нужно включать мобильную связь, расходы на Интернет. Это уже не роскошь, а необходимость. Тем более что во многих странах мира эти пункты в минимальный набор товаров и услуг вписаны. Но точечных изменений тоже недостаточно. Давно пора менять саму структуру потребительской корзины, которая у нас не корректировалась очень давно.