Этому был посвящен совет экспертов, в котором участвовали: Олег Аполихин - директор Федерального НИИ урологии, Елена Барковская - главный врач Лискинской центральной районной больницы Воронежской области, Владимир Ведринцев - руководитель Департамента здравоохранения Воронежской области, Олег Золотухин - заместитель главного врача Воронежской областной клинической больницы № 1, главный уролог области, Александр Щукин - главный врач Воронежской областной клинической больницы № 1.
Совет собрался в Воронежской областной клинической больнице № 1. Почему обычная многопрофильная клиника на 1750 коек стала местом встречи? Здесь высокие технологии активно внедряются в жизнь. Так, перинатальный центр при больнице признан одним из лучших в стране. В кардиохирургическом отделении больницы действует гибридная операционная: на одном операционном столе могут проводиться не только рентгенхирургические, эндоскопические оперативные вмешательства, но и операции на открытом сердце с применением аппарата искусственного кровообращения. Кроме того, больница стала активным участником первого в России проекта создания трехуровневой системы охраны здоровья мужчин.
Олег Аполихин: В России, да и в других развитых странах, практически смирились, что смертность мужчин опережает женскую. Мужчин чаще настигают заболевания сердца, сосудов, онкологические недуги. Среди последних лидируют рак легкого и рак предстательной железы. Причем в Европе ранняя стадия рака простаты выявляется в 70% случаев. В России - в 40%.
Очевидно, что качество жизни мужчин напрямую зависит от того, на какой стадии выявлен недуг. В первой рак простаты излечим. В третьей или четвертой радикальному лечению он практически не поддается. Ситуацию с выявлением недуга изменить можно?
Олег Аполихин: Можно. Это наглядно показывает не только опыт Японии, Германии, Израиля, США, но теперь и наш, отечественный. А если конкретней - внедрение трехуровневой системы помощи мужчинам. Ее главное звено - профилактика и активное раннее выявление заболевания.
Легко сказать - "раннее выявление". Как заставить мужчину в расцвете лет, который не ощущает никаких отрицательных подвижек в своем организме, обратиться к врачу? Тем более когда это касается столь интимных сторон его жизни?
Олег Аполихин: Сложно. Да, есть боли. Есть, например, трудности с мочеиспусканием. Но многие поначалу считают: с этим еще можно как-то жить. Это же не инсульт! Как правило, мужчина решается на визит к врачу, когда понимает, что интимные проблемы мешают жить, что они не позволяют чувствовать себя мужчиной. И это не обязательно простатит.
Но и тогда многие не торопятся в кабинет врача, а начинают принимать различные настои "по совету тети Мани из подъезда". Или это не так?
Олег Золотухин: К сожалению, нередко так. Поэтому начинать нужно с элементарной информированности мужчин. Они должны знать, на что обратить внимание, должны быть проинформированы о значении малейших симптомов.
Должны знать, какие проблемы их могут настигнуть, что с ними может произойти, если они вовремя не обратятся к специалисту.
Олег Аполихин: Мы создали многоуровневую систему оказания помощи, которая начинается с активного, посредством опроса, выявления урологических жалоб. Нам удалось такую методику внедрить на территории Воронежской области. Еще нет самого заболевания, но появились тревожные нотки, и они отражены в стандартизованном международном опроснике. После 45 лет каждый мужчина должен ответить на ряд вопросов, начиная с самых простых: сколько раз он вынужденно просыпается ночью? Испытывает ли дискомфорт или затруднения при мочеиспускании?.. Не стану далее перечислять. Такой опросник должен стать массовым. И это задача не урологов, а участковых терапевтов, сотрудников первичного звена здравоохранения.
Опросник доступен всем?
Александр Щукин: Абсолютно! Надо зайти на сайт NetHealth.ru - там опросник. Он подобен светофору. Вы отвечаете на вопросы. Если у вас все в порядке - появляется зеленый цвет. Желтый сигнализирует о том, что у вас проблемы и надо обратиться к врачу. Красный - немедленно, срочно к врачу! Указаны номер телефона, адрес учреждения, в котором вам помогут. Такое в России, в регионе, в районе сделано впервые.
Бесплатная помощь - от района до головного центра в НИИ урологии в Москве. Подобную программу наша больница использует уже и для раннего выявления пациентов с гипертонией. И есть результат: за один год госпитализация осложненных форм гипертонии снизилась на одну треть. А смертность от инфарктов и инсультов на 10 процентов.
Елена Барковская: Наша больница - это второй уровень оказания помощи мужчинам. А первый - это участковые врачи, врачи общей практики, фельдшеры, которые трудятся в пяти ближайших районных больницах. Они проводят анкетирование мужского населения. Программа действует два года. За это время мы опросили 44 тысячи человек. Опрос показал: одна треть из них нуждается в дальнейшем дообследовании и лечении. Их всех направляют к нам.
К сожалению, пока доехали не все - 19 процентов еще в пути. Очень сложно поменять отношение людей к собственному здоровью. Тем, кто доехал, проводится необходимое обследование для уточнения диагноза. В зависимости от стадии и тяжести заболевания определяется уровень оказания дальнейшей помощи. Как правило, до 70 процентов таких пациентов получают ее в нашем межрайонном урологическом центре.
А остальные 30 процентов?
Елена Барковская: Они направляются в региональный урологический центр областной больницы.
Владимир Ведринцев: За 2011 год прирост заболеваемости раком простаты составил 30 процентов: выявлено около 500 случаев "свежего" заболевания. Почти 60 процентов из них - на ранней 1-й стадии. На 30% снизилось количество урологических больных, доставленных в стационар "скорой помощью". В два с лишним раза увеличилось количество радикальных операций по поводу аденомы предстательной железы.
На 70 процентов увеличилось количество больных диспансерной группы, то есть тех, кто под нашим постоянным контролем. Своевременное выявление доброкачественной аденомы позволило в три раза увеличить количество малотравматичных оперативных вмешательств. Сократились сроки нахождения пациентов в стационаре. Куда быстрее человек возвращается к активной жизни.
Олег Аполихин: Наша программа позволяет перейти от работы "по обращаемости", то есть когда пациента экстренно госпитализирует, привозят на "скорой", потому как жизнь уже невмоготу, а "по выявляемости". Это главное. Надо заметить, что малейшее нарушение мужской половой функции - не что иное как универсальный индикатор состояния всей сердечно-сосудистой системы мужского организма. Поэтому своевременное обращение позволяет не только улучшить мужскую потенцию, но и вовремя уберечь от инфаркта и инсульта.
Владимир Ведринцев: Программа экономически выгодна. Вот данные только по одной, урологической нозологии. Если человек обратился вовремя, то себестоимость оперативного лечения составляет 7 тысяч рублей. А вот если пациент пришел поздно, с осложнениями, то ему требуется двухэтапное хирургическое лечение. И тут совсем иная цена - 32 тысячи рублей. Мы подсчитали, что только для нашей Воронежской области экономия на одной урологической нозологии составила более 220 миллионов рублей.
Чтобы программа работала, мы создали в области шесть межрайонных урологических центров с прикрепленным к ним населением. Урологический стационар Воронежской областной больницы взял на себя функции регионального урологического центра. Руководитель отдела телемедицины в Федеральном НИИ урологии в Москве Игорь Шадеркин наладил выпуск бесплатного наглядного обучающего пособия для тех, кто решил заняться урологией. Сейчас все межрайонные урологические центры современно оснащены. Уже в этом году в области можно будет проводить полный спектр эндоскопических вмешательств на нижних мочевых путях, на мочеточниках.
По какой цепочке проходит пациент?
Владимир Ведринцев: Все начинается, как мы уже сказали, с опросника. Появился желтый цвет? Пациент направляется на следующий этап - к районному хирургу.
Хирургу? Не к урологу?
Владимир Ведринцев: Урологи пока есть в 10 из 32 районов Воронежской области. Процесс дальнейшего обследования строго стандартизирован для всех специалистов данного уровня оказания помощи. На следующий этап - в муниципальный урологический центр - попадают те пациенты, которым нужна специализированная помощь. На этом этапе определяется тактика ведения пациента: активное наблюдение, консервативное, хирургическое лечение. В зависимости от сложности случая ему проводят оперативное вмешательство в условиях межрайонного учреждения, либо направляют в региональный урологический центр, где есть возможности высокоспециализированной высокотехнологичной помощи. И только пациенты с осложненными формами течения болезни, либо те, которые уже перенесли вмешательства на мочевыводящих путях, попадают в федеральный центр.
Олег Аполихин: Реализация программы помимо того, что приносит реальную пользу людям, которые в ней задействованы, вносит в нашу жизнь системный подход к любой отрасли здравоохранения. Сейчас это сделано в области урологии. Но наверняка модель пригодна для других областей медицины и может быть тиражирована в разных регионах страны.
Cправка "РГ"
37-летний выпускник Воронежской медицинской академии Александр Щукин возглавляет больницу почти три года. Александр Васильевич - уролог и диссертацию защитил по теме лечения урологических заболеваний. Неудивительно, что именно его больница стала активным участником первого в России проекта создания трехуровневой системы охраны здоровья мужчин. Принципы такой системы разработал директор Федерального НИИ урологии профессор Олег Аполихин. Он окончил не только Воронежскую медакадемию, но и факультет организации здравоохранения в Оксфорде. Когда стало очевидно, что система работает, в ее орбите появились новые адреса: лечебные учреждения Карачаево-Черкесии, Тамбовской и Липецкой областей.