"Сражён искусством до сих пор", - эти слова на днях сказал на своём вернисаже, состоявшемся в парадных залах корпуса Бенуа Государственного Русского музея, народный художник РСФСР, действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственных премий, известный российский живописец, педагог, воспитавший многие известные имена Дмитрий Дмитриевич Жилинский. Заслуженные многодесятилетним творчеством художника слова "живой классик", произнесенные на открытии заместителем директора ГРМ по научной работе Е.Н. Петровой, неоднократно возникают и в специально выпущенном к выставке объемном альбоме-каталоге, причем в текстах самых разных авторов. А в подтверждение им - три работы мастера находятся в постоянной экспозиции Русского музея, а персональная выставка проходит в корпусе Бенуа, где обычно не экспонируются художники-современники. Для Жилинского - исключение.
Его "Гимнасты СССР" (1965, ГРМ), встречающие посетителей в первом зале, - икона эпохи. Гимн бескорыстному спорту, еще не превращенному в бизнес и источник сумасшедших гонораров. Жилинский, всю жизнь считавший, что художник должен увидеть и понять красоту, отобразив ее в доступной человеку форме, стал первым художником, сумевшим переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности. Мастер использовал технику, идущую от древнерусского искусства и традиций письма старых европейских мастеров, - темперную живопись по левкасу. Этот индивидуальный стиль стал характерным для многих его работ, по сути, визитной карточкой художника.
А всего в полномасштабной ретроспективной экспозиции - более 80 живописных и графических произведений из многих музеев и частных собраний. На вопрос, что его вдохновляет, кроме красоты, Жилинский ответил одним словом - Семья! Обилие портретов членов семьи, и прямых, и введенных в многофигурные изобретательные композиции в виде персонажей, а также автопортретов художника поражает. Мастер любит строить сюжет на начале и финале человеческой жизни (старость и младенчество) не как противоборстве, а как преемственности и гармонии. Этот мотив появляется у него еще в 1960-е, в картине "Под старой яблоней" (1969, ГРМ), где впервые в полную силу прозвучал один из самых проникновенных образов в творчестве художника - образ его матери. Рядом с ней, под ветвями плодоносящей яблони, изображены ее внуки - молодое продолжение рода Жилинских. Символический образ древа жизни получает в картине зримое воплощение.
Жилинский на вернисаже говорил о природном братстве художников, объединенных служением красоте. Похоже, и семья для него не замыкается родовыми узами, а понимается гораздо шире - как семья человеческая. В экспозиции мы увидим портреты пианиста С. Рихтера, двойной портрет художника Н. Чернышева с женой, портреты русских гениев - Ф. Достоевского и А. Пушкина.
Особым мощным аккордом звучит у Жилинского тема христианства в обращении к библейским и евангельским сюжетам. И даже в этой высокой теме возникает мотив семьи как победы духовного родства, чему свидетельство - картина "С нами Бог" (1991, музей Людвига в ГРМ). Ее композиция отличается от других работ этого направления ярко выраженной автобиографичностью, вписанной тем не менее в религиозные каноны. С каноническим пространством Голгофы соседствуют сцены - воспоминания художника об ушедших из жизни близких людях - отце, матери и брате.
Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве и искусстве современной России. Он принадлежит к числу тех мастеров, чье творчество открыло новые пути в развитии отечественного искусства второй половины ХХ века, дало начало традиции, сохраняющей свою актуальность и по сей день.