Насколько эффективными оказались попытки законодательными способами ограничить в нашей стране продажу и потребление алкоголя, попытались выяснить социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Радостными и обнадеживающими итоги опросов не назовешь. По данным социологов, россияне по-прежнему сталкиваются с нарушениями закона, ограничивающего продажу и потребления алкоголя. Запрет на реализацию спиртного ночью, по мнению респондента, практически не работает. Мнение общества поддерживает и аудитория социальных масс-медиа, отмечающая низкую эффективность предпринимаемых государством мер.
Надо сказать, что доклад свой ВЦИОМ начал все-таки "во здравие". По данным исследователей, борьба с чрезмерным потреблением алкоголя, начатая еще в 2009 г. Дмитрием Медведевым, продолжает приносить свои плоды. Доля регулярно (раз в месяц и чаще) выпивающих россиян сокращается (с 49 до 38%), а тех, кто совсем не употребляет алкоголь, становится больше (с 24 до 33%).
Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и респонденты 24-44 лет (74-76%). Совсем не употребляют алкоголь, как правило, женщины (44%) и пенсионеры (58%).
Но, к сожалению, принцип "закон что дышло" нашим несознательным согражданам по-прежнему близок и дорог. В течение последнего месяца многим россиянам случалось встречаться с фактами нарушения закона, регулирующего оборот и потребление алкоголя. Чаще всего это касается случаев, когда алкогольные напитки по-прежнему употребляют в общественных местах (такие случаи лично наблюдали 60% опрошенных). Не все гладко и с соблюдением других антиалкогольных законов. Четверо из каждых десяти россиян сталкивались со случаями продажи алкоголя в местах массового скопления людей (41%) и треть - с продажей на территориях, прилегающих к детским учреждениям (34). Еще 31% лично видел, как алкоголь продают несовершеннолетним, 29% видели рекламу спиртного на ТВ, по радио или в кино. Еще 27% видели, что алкоголь по-прежнему продают в "нестационарных торговых точках" - проще говоря, в ларьках и киосках. Реже всего россияне сообщали социологам о фактах продажи алкоголя в магазинах с 23.00 до 8.00 (23%) и о размещении рекламы в на аудио- и видеоносителях или в прессе, предназначенной для несовершеннолетних (19%).
Дальше от россиян потребовалась откровенность, и они ее проявили. По словам респондентов, каждый пятый (18%) из них сталкивались с ситуацией, когда алкоголь им купить было позарез надо, а на продажу действует запрет (например, если ночь на дворе). Честные россияне доложили: закон не так суров, как кажется. Каждый пятый (21%) все равно сумел его обойти и нашел место, где купить заветную бутылку. Еще 18% использовали то, что у них хранилось дома, 7% разжились горячительным у знакомых. И только 2% понуро отправились за выпивкой в бар. Но все же четверть страждущих (26%) в такой ситуации от попыток купить алкоголь отказались и остались на этот вечер трезвыми как стеклышко. Каждый десятый с нетерпением дожидался, пока наступит разрешенное для продажи алкоголя время. Еще 9%, по их словам, "обошлись пивом".
После обнародования таких данных понятно, отчего половина россиян скептически оценивает действенность закона о запрете продажи алкоголя в ночное время. Чаще всего считают его неэффективным малообразованные (53-54%), россияне с низким уровнем доходов (53%), жители средних городов и миллионников (по 56%) и те, кто сам употребляет алкогольные напитки (51%). Классика жанра, известная с советских времен: "Нас указом не сломить, пили, пьем - и будем пить!" Более позитивно настроены 43% опрошенных. Как правило, это респонденты со средним специальным и высшим образованием (45-47%), с высокими доходами (47%) и жители двух столиц (54%).
Данные исследователей ВЦИОМ подтверждает мониторинг социальных медиа, проведенный Агентством "Cоциальные Сети". Из 516 сообщений на тему борьбы с алкогольной угрозой, большая часть (54%) носила негативный характер, и только в 11% таких записей в личных блогах или на порталах была зафиксирована поддержка политики ограничения продажи алкоголя.
Если говорить о содержании таких интернет-материалов, то большая часть подобных сообщений была посвящена тому, что меры по ограничению и запрету торговли спиртным результата не дают (в 88% случаев). Многие авторы записей опасались, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений суррогатами (30,8%). Немало и тех, кто подозревает государство в желании все-таки установить в стране "сухой закон" (25,2%). Но капля, если это не капля водки, все же камень точит. 14% интернет-авторов называли предпринимаемые государством меры борьбы с пьянством необходимыми и адекватными.
А судьи в данном случае кто? По данным ВЦИОМ, несколько раз в неделю употребляет спиртное каждый двадцатый житель РФ. Два три раза в месяц это делает 16%, примерно раз в месяц - еще 17%. Реже раза в месяц позволяет себе наполнить рюмку чем-то крепче компота примерно каждый четвертый взрослый житель России (27%). Абсолютных и убежденных трезвенников среди россиян ровно треть - 33%.