Сегодня, как пояснили "Российской бизнес-газете" в министерстве экономического развития Сахалинской области, на островах действует 38 рыбоводных заводов, 16 из которых - государственные, а 22 построены за счет частных инвестиций. В рамках региональной программы развития прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры в области в 2013-2018 годах предполагается оказать целый спектр мер поддержки островным рыбопромышленникам. Но отнюдь не всем.
- Налоговые льготы, субсидирование из бюджета процентных ставок по кредитам, а также возмещение затрат предприятий на электроэнергию получат только социально ответственные компании, которые развивают береговую инфраструктуру и модернизируют производство. Общий объем финансирования будущей программы, по предварительным оценкам, превысит 10 млрд рублей, - рассказал "РБГ" заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Карепкин.
По словам чиновника, в рамках механизмов государственно-частного партнерства государство берет на себя строительство соответствующей инфраструктуры, дорог. Это должно стимулировать бизнес к вложению серьезных средств в рыбопромышленный комплекс.
Кроме того, в ближайшее время в Министерстве экономического развития РФ и Росрыболовстве должен быть разработан механизм передачи государственных рыбоводных заводов Сахалина и Курил в частные руки.
- Впервые вопрос поднимался еще в прошлом году на совещании, которое прошло на курильском острове Итуруп, когда туда приезжала группа министров РФ во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым. Тогда рыбопромышленники высказались за то, чтобы они сами строили заводы, а государство занималось созданием инфраструктуры, в том числе и транспортной. Было принято решение переориентировать два миллиарда рублей, выделяемых на эти заводы ежегодно по Курильской программе на строительство инфраструктуры, что и было сделано, - сообщил "РБГ" губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. - Теперь дело за бизнесом.
По мнению руководства области, передача заводов должна осуществляться в рамках открытого конкурса без каких-либо ограничений.
- Конечно, хотелось бы, чтобы сахалинские предприниматели получили какие-то преференции, но действовать нужно строго в рамках существующего законодательства. Принципиальными моментами при организации конкурса должны быть экологическая безопасность, сохранение нерестилищ и пополнение стада, - считает губернатор.
Тем не менее на пути реализации масштабных планов бизнеса и власти стоит высокий барьер. Без принятия федерального закона "Об аквакультуре" о серьезных инвестициях в строительство новых рыбозаводов можно забыть, считает Сергей Карепкин.
- Сегодня рыбоводные заводы не защищены практически ничем. Они предоставлены сами себе и не получают ни федеральной, ни областной поддержки. Без соответствующего закона мы не имеем права компенсировать бизнесу его затраты. А сами частные заводы, выпуская лосося в реки, не имеют права на изъятие рыбы во время нереста для добычи икры и закладки ее на инкубацию, - поясняет эксперт.
Если в законе "Об аквакультуре" не будет четко прописано право собственности на выращенную рыбу (так называемый промвозврат) и определение лососеводства как пастбищной аквакультуры, то инвестиционная привлекательность отрасли резко упадет, уверен член Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов.
Что касается бизнеса, то он уже готов вкладываться в развитие как государственных, так и частных заводов. Например, одно из крупнейших региональных предприятий "Гидрострой" уже взяло на себя расходы по содержанию двух государственных рыбоводных заводов на острове Итуруп.
- Эти заводы решают проблему не только обеспечения сырьем всех рыбоперерабатывающих предприятий острова Итуруп, но и гарантируют воспроизводство природных запасов лосося, - поясняет член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Сахалинской области Александр Верховский.
По мнению Константина Коробкова, генерального директора ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат", компании, реализующей проект по строительству рыбоводного завода на озере Лагунное (остров Кунашир), сейчас только отсутствие федерального закона сдерживает бизнес от масштабных капиталовложений в рыбную индустрию.
- Главная проблема, тормозящая развитие Дальнего Востока, заключается даже не столько в отсутствии населения, сколько в чрезмерном рвении формалистов в контролирующих органах, - убежден президент некоммерческой организации "Ассоциация рыбопромышленников Сахалина" Александр Попов. - По прогнозам ученых, в ближайшие годы объемы добычи лосося должны снизиться. Это цикличный фактор. Однако строительство новых рыборазводных предприятий сможет нивелировать этот природный фактор и даст стабильный приток свежей и качественной рыбы на российский рынок.