27.11.2012 00:30
Экономика

Чиновников за два дня научат реализовывать ГЧП-проекты

Чиновников за два дня научат реализовывать ГЧП-проекты
Текст:  Юлия Орлова (генеральный директор Института развития государственно-частного партнерства)
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №45 (874)
Среди основных факторов, тормозящих процесс модернизации инфраструктуры в нашей стране, выделяют нехватку квалифицированных кадров. Именно профессионалы, их компетенция и знания являются залогом и основой эффективной модернизации существующей и создания новой инфраструктуры. По сути, решив вопросы с компетентными кадрами, все вышеперечисленные проблемы автоматически уменьшаются.
Читать на сайте RG.RU

Исследование международного рынка образования в сфере ГЧП показало отсутствие единых стандартов образования в этой области. Качество и уровень образования в сфере ГЧП всегда зависят от страны, ее экономических показателей, существующей практики реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, от наличия специальной структуры, которая занимается развитием ГЧП.

Мировая практика показала, что существуют несколько зарекомендовавших себя видов обучения в сфере ГЧП. Это программы повышения квалификации, которые, как правило, разрабатываются и проводятся гос структурами или финансовыми институтами; магистерские программы формируются по инициативе университетов; кратко срочные тренинги и курсы повышения квалификации, организуемые главным образом государственными структурами, институтами развития, деловыми объединениями.

Наиболее прогрессивные страны, давно и успешно реализующие механизм ГЧП (Великобритания, Франция, Германия), обладают сильной экономикой и заинтересованы в развитии инфраструктурных проектов и повышении эффективности государственных расходов. Такая заинтересованность выражается в стремлении максимально повысить квалификацию всех работников сферы ГЧП. В данном случае образовательные программы создаются не только по инициативе государства, а являются реакцией образовательных учреждений на запросы рынка труда. Развивающиеся страны, как правило, стремятся привлекать компетентных преподавателей из развитых стран, у которых есть опыт как в реализации проектов, так и в разработке курсов по ГЧП и их проведении.

В России с 2011 года существует две кафедры по ГЧП: кафедра экономической политики и ГЧП МГИМО (У) МИД России и кафедра ГЧП в Финансовом университете при правительстве РФ. Сегодня ВШГА МГУ, МИРБИС, НИУ ВШЭ предоставляют возможность получить дополнительные компетенции в сфере ГЧП. Кроме того, в 2011 году учреждены "Научно-образовательный центр в сфере государственно-частного партнерства" на базе РАНХиГС при президенте РФ и "Северо-западный научно-образовательный центр в сфере государственно-частного партнерства" на базе СПбГПУ. А в 2012 году создан Институт развития государственно-частного партнерства.

Инфраструктура в части предложения образовательных программ в сфере ГЧП в РФ скромная и только начинает набирать обороты по формированию программ обучения. Для текущего состояния рынка обучения в сфере ГЧП в России характерны две тенденции. Во-первых, рынок проектов ГЧП в России узкий, реализовано не так много проектов, соответственно, преподавательский состав, профессиональные компетенции, которым возможно обучать представителей частных компаний и региональные органы исполнительной власти, находящиеся в самом начале подготовки и реализации ГЧП-проектов, ограничен. Необходимо понимать, что настоящий преподавательский состав - это в основном работающие экперты-практики, у которых также стоит задача по получению новых знаний и компетенции. Во-вторых, интерес потенциальных потребителей к обучению свидетельствует о том, что наиболее востребованными являются программы повышения квалификации (от 72 академических часов), где возможно получить общетеоретические знания за короткий промежуток времени. Такие программы рассчитаны на тех слушателей, которые нацелены получить компетенции по жизненному циклу подготовки и реализации инфраструктурных проектов. А также формат выездных региональных семинаров для представителей региональных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такие семинары, как правило, длятся от 1-3 дней и проводятся в регионах, что делает их интересным, так как есть возможность обучить внушительное количество человек (от 100) без необходимости командирования сотрудников. Только со стороны публичного партнера, по оценкам Центра развития ГЧП, необходимо обучить свыше 20 000 человек. Регионы понимают необходимость проведения просветительско-образовательной деятельности в сфере ГЧП и все чаще стремятся получить профильные знания.

Занятость