Алексей Вовченко, заместитель министра труда и социальной защиты
Министерство труда и социальной защиты РФ завершает публичное обсуждение нового законопроекта о социальном обслуживании населения. Сегодня службой социальной защиты охвачено 19 млн россиян - это пожилые, инвалиды, семьи и дети, нуждающиеся в тех или иных социальных услугах. Это более 4 тыс. учреждений, обслуживающих пожилых и инвалидов, полторы тысячи интернатных учреждений, более 2 тысяч центров социального обслуживания населения на дому, в которых трудятся десятки тысяч социальных работников. Число получателей социальных услуг растет. Но наша статистика основывается на количестве предоставленных услуг. С 2006 года оно выросло примерно в полтора раза. Самый распространенный вид услуги - социальное обслуживание на дому одиноких или одиноко проживающих, инвалидов, престарелых. Социальный работник оказывает им целый спектр услуг. Причем это не только элементарные социально-бытовые вопросы - помощь по хозяйству, покупка продуктов, лекарств и т.п. Но и многие другие: отстаивание прав, содействие в получении юридической помощи, в решении вопросов, связанных с получением других услуг, например, медицинских, с оформлением пособий и т.д.
Если все эти услуги и так оказываются, почему понадобился новый закон?
Сейчас эта деятельность регулируется двумя федеральными законами от 1995 года. За эти годы многое поменялось, в том числе и реалии нашей жизни. Главная цель законопроекта - переориентировать систему на новый принцип работы. Не человек должен быть просителем социальной защиты, а социальная защита должна двигаться к человеку. Помощь должна быть конкретной и персонализированной. На каждый конкретный случай должна быть разработана индивидуальная программа по выходу человека или семьи из трудной жизненной ситуации. Ее должны совместно сформировать орган социальной защиты, поставщик и получатель услуги. Лишь срочные социальные услуги могут быть оказаны без договора и сформированной программы. Законопроект учитывает интересы всех получателей социальных услуг и содержит много нового.
В нем изменяется даже сам понятийный аппарат, вводятся новые термины, дополнены принципы социальной защиты. Чем это вызвано?
Те, кому необходима социальная защита, в законопроекте определены как "находящиеся в трудной жизненной ситуации". К ним могут быть отнесены люди, сталкивающиеся с проблемами, которые они не могут преодолеть самостоятельно и которые являются угрозой их существования либо жизнедеятельности.
Это утрата способности к самообслуживанию, старость, одиночество, наличие в семье инвалидов либо больных наркоманией, алкоголизмом или иная социально опасная ситуация в семье. Это могут быть и несовершеннолетние, оказавшиеся без попечения родителей, без присмотра. И люди, у которых просто нет жилья. Цель нашей системы - вывести человека из тяжелой ситуации, хотя понятно, что некоторым надо помогать на протяжении всей их жизни. Помимо традиционных принципов соцзащиты также вводятся и новые. Например, профилактика трудной жизненной ситуации. Социальное сопровождение должно начинаться именно с нее. Социальные службы должны работать с первопричиной ситуации, а не исправлять последствия.
Социальное сопровождение - это тоже новый термин. Какой смысл вы в него вкладываете?
Да, термин действительно новый. Его смысл в оказании человеку поддержки на протяжении всей трудной жизненной ситуации до момента выхода из нее. Мы понимаем, что в таком сопровождении порой нуждаются разные люди. Например, человек потерял работу и временно не трудоустроен - это ведь тоже трудная жизненная ситуация, хотя ему не требуются ни услуги на дому, ни интернатное учреждение. Но в законе предусмотрено социальное сопровождение, и в этом случае - пока человек не найдет новую работу, он должен иметь поддержку.
Как законопроект трактует права получателей социальных услуг?
В нем их права существенно расширены. Это и право выбора социальной услуги, и обязательный двусторонний договор с поставщиком услуг, в котором все должно быть четко и конкретно прописано. И возможность обжалования действий должностных лиц и отказа в предоставлении услуги.
В число поставщиков социальных услуг предусмотрено включение и негосударственных учреждений. А как они будут финансироваться?
Совершенно верно, оказывать такие услуги могут и негосударственные учреждения, и некоммерческие организации, и физические лица-добровольцы, и бизнес-структуры - все условия для этого законом созданы. Причем мы рассчитываем, что они будут оказывать до половины всех услуг или даже более. В проекте предусмотрен механизм финансирования негосударственных организаций как путем субсидий, так и через систему госзаказа на социальные услуги. Мы надеемся, что это позволит создать конкурентное поле в сфере социальных услуг. Для этого планируем создать соответствующее информационное пространство - будут сформированы реестры поставщиков социальных услуг и регистры их получателей.
Социальная защита - это полномочия субъектов Федерации. Единых для всей страны стандартов таких услуг нет, поэтому их уровень и объем в регионах очень разные, как и сама возможность получить такие услуги. Сможет ли законопроект выровнять условия для всех?
Законопроект задает новые федеральные рамки социальной защиты и новые возможности. В этих целях будут созданы порядки предоставления социальных услуг и регламенты межведомственного взаимодействия по их оказанию. А конкретные механизмы оказания социальных услуг будут разрабатываться на уровне регионов. Кроме того, законопроект обязывает регионы разрабатывать схемы размещения учреждений социального обслуживания и собственные программы и госзадания по оказанию таких услуг. Это все вопросы технологии, но они очень важны, чтобы социальное обслуживание было доступным и высококачественным.
За пребывание инвалидов и престарелых в домах-интернатах взимается до 75% их пенсии, остальное они получают на руки. Некоторые социальные услуги на дому тоже оказываются за плату. Не ухудшится ли в этом отношении положение граждан?
Критерии платности как в учреждениях, так и при оказании услуг на дому должны исходить из уровня дохода человека и наличия дееспособных членов семьи. Субъекты РФ должны установить своими нормативными актами предельную величину среднедушевого дохода получателя социальных услуг (не меньше величины прожиточного минимума в регионе). И за предоставление соцуслуг на дому или в полустационарных условиях можно будет взимать не более половины разницы между этой величиной и доходом человека, которому оказываются эти услуги. А размер платы в стационарных учреждениях не сможет превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
В системе соцзащиты работают десятки тысяч человек, и ее уровень и эффективность во многом зависят от оплаты их нелегкого труда. Предполагается ли ее повышение?
Сегодня система социальной защиты обходится бюджетам всех уровней примерно в 300 млрд рублей в год. Средняя зарплата работников в 2011 году составляла 7042 рубля, хотя есть регионы, где она составляет и 15 тыс., и 24 тыс. рублей. Перед нами поставлена задача - к 2018 году довести ее размер до среднего по экономике региона. Какие-то субъекты уже подошли к этой планке, каким-то придется повышать зарплаты в 3 раза. Сейчас в регионах готовят расчеты по ее повышению.
Законопроект вынесен на публичное обсуждение. Нет опасений, что критики будет слишком много?
Критики мы не опасаемся, а, напротив, ждем ее. Законопроект размещен на сайтах и Минтруда России, и "Открытого правительства", где каждый желающий может оставить свои предложения, замечания и комментарии к документу. Идет его обсуждение и на федеральном уровне - в Общественной палате, профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации, проходят встречи с общественными, ветеранскими и инвалидными организациями. Законопроект предусматривает в дальнейшем общественный контроль за оказанием социальных услуг, поэтому так важно на этапе доработки обсудить его со всем гражданским обществом.
Подготовила Татьяна Батенёва