27.11.2012 00:33
Происшествия

Волнения в копейской колонии полностью прекратились

Волнения в колонии помогли прекратить родные арестантов
Текст:  Елена Новоселова Михаил Пинкус
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (5946) Российская газета - Азербайджан: №273 (5946)
Акция протеста в копейской ИК N6 прекратилась также неожиданно, как и началась. Вчера утром руководство ГУФСИН по Челябинской области заявило, что обстановка в колонии полностью стабилизировалась - осужденные вернулись в отряды и приступили к повседневной деятельности "в строгом соответствии с распорядком дня".
Читать на сайте RG.RU

- Силовые действия в отношении осужденных не применялись, спецназ не привлекался, - сообщил руководитель пресс-службы ведомства Иван Мишанин. - По всей видимости, ситуацию помогли урегулировать родственники осужденных, которых вчера вечером пустили на территорию колонии. Люди смогли убедиться в том, что их близкие живы и здоровы и незаконные меры воздействия к ним не применяются. После этого они обратились к осужденным с просьбой разойтись по отрядам. Около трех часов утра режимный коридор, где проходила акция протеста, полностью опустел.

Беспорядки в ИК N6 начались в субботу. Перед обедом осужденные шести отрядов в количестве 250-300 человек вышли в режимный коридор жилой зоны колонии и начали требовать ослабления режима. В том числе освобождения арестантов из штрафного изолятора. Для привлечения внимания к акции протеста на крышах зданий осужденные вывесили простыни со словами - "Люди помогите!", "Нас здесь 1500 человек". У ворот колонии стали собираться родственники осужденных и "сочувствующие" молодежные компании, которые повели себя агрессивно. В стоящий в оцеплении ОМОН полетели бутылки. В ходе столкновений пострадали восемь омоновцев и несколько гражданских лиц. А 38 особо отличившихся членов группы поддержки заключенных были задержаны полицией.

По словам Мишанина, в настоящее время порядок восстановлен внутри колонии и за ее пределами. Ни одно из требований осужденных не выполнено. Об их незаконности участникам акции протеста было заявлено во время первых же переговоров. Этой линии в ГУФСИН придерживались жестко.

Региональный уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов не исключает, что волнения имели целью освободить одного арестанта ШИЗО - некого Георгия Д., якобы избитого сотрудниками колонии.

- Во время работы в колонии я встретился с этим осужденным, - пояснил Севастьянов. - На его теле не обнаружилось никаких следов побоев. Да и сам он применение к нему насилия полностью отрицает. Вместе с тем участники акции протеста требовали встречи именно с ним и даже намекали, что по прямому распоряжению Георгия беспорядки можно будет прекратить.

Заключенные пожаловались проверяющим на жестокую систему поборов, которой потворствует администрация колонии. По их словам, в ИК N6 сохранился так называемый "актив", который отбирает деньги у арестантов. Один из них рассказал Севастьянову, что его перевели из зоны "адаптации" в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тысяч рублей. "Добровольные пожертвования" достигают в колонии 200 тысяч рублей. Эту информацию предстоит проверить прокуратуре и СК. Представители этих ведомств в течение последних двух суток постоянно находятся на территории колонии. Есть и первые результаты - факты избиения заключенных персоналом колонии не находят подтверждения.

- Фактов истязания осужденных не установлено, - сообщила старший помощник прокурора Челябинской области Оксана Моржеухина. - Все арестанты ШИЗО и отряда строгих условий содержания осмотрены судебно-медицинским экспертом. Однако, в ходе бесед с ними поступили жалобы на действия администрации, требующие дополнительной проверки и принятия соответствующего процессуального решения.

Вчера же события в колонии получили первые оценки в правительстве региона.

- Ситуация в колониях региона напряженная, - сказал губернатор Михаил Юревич. - Массовые случаи издевательств, самоубийства. Сама система, построенная в области прежним руководством ГУФСИН, очевидно, порочна, и ее нужно менять.

Первый заместитель директора ФСИН России Эдуард Петрухин, лично принимавший участие в урегулировании конфликта в ИК N6, от каких либо оценок до окончания проверки отказался.

- Будем разбираться, - сообщил он представителям СМИ. - Говорить огульно, кто виноват - осужденные или администрация колонии - я не могу. - Создана следственно-оперативная группа, будем отдельно разбирать каждое поступившее заявление.

Прямая речь

Владимир Лукин, Уполномоченный по правам человека в России:

- Я слышал по телевидению выступление челябинских прокуроров, которые говорили, что провели проверку и следов физического насилия на заключенных не обнаружили. Но проверка так быстро не делается. Если есть сигналы о том, что происходит рукоприкладство в колонии, то проверка должна быть очень серьезной и тщательной. И, конечно, займет не несколько часов. Это должно быть целое расследование. Поэтому говорить о результатах рано.

Два человека из аппарата Уполномоченного находятся в Копейске. Они выехали туда в воскресенье в ночь и сейчас там работают, встречаются: один - в зоне с заключенными, а второй - с их родственниками, от которых поступали жалобы на то, что существует мздоимство, система, при которой платят взятки за более приличное содержание заключенных.

У нас достаточно большой опыт таких проверок. А те люди, которые поехали в Копейск, сами прежде являлись работниками ФСИН. Поэтому знают, о чем спрашивать. Во времени мы их не ограничиваем, но думаю, что через два-три дня они сформулируют свои выводы...

Вообще ситуация в колониях Челябинской области уже привлекала наше внимание. И довольно давно. Особенно это касается колоний N 1, 10 и 11. По ним у нас проводились расследования. Мы там были, включая и вашего покорного слугу, весной, в апреле, и очень тщательно знакомились с ситуацией. Это знакомство позволяет мне сказать: к сожалению, было очень много свидетельств того, что непропорционально применяется сила, существует взяточничество и другие "неуставные отношения".

Все это было описано нами в письме к Генеральному прокурору и в другие силовые инстанции с просьбой навести порядок. Потому что Уполномоченный по правам человека не обладает следственным аппаратом и не может вести самостоятельное следствие. Он может лишь обратить внимание на те сигналы, которые к нему поступают. Такие сигналы мы сейчас собираем. Весной же нам было заявлено, что будут предприняты самые серьезные меры. К сожалению, серьезных мер в масштабах всей Челябинской области не последовало. Ведь если говоришь о мерах в одной колонии, то, разумеется, руководство службы УФСИН должно принять их во всех зонах. Но вспыхнуло вновь, а нас предупреждали правозащитники, что в Челябинской области не все в порядке и что могут возникнуть внештатные ситуации. А мы предупреждали начальство. Но эти предупреждения учтены не были. Я надеюсь, что сейчас, когда мы закончим наше расследование и опять предупредим начальство, оно проявит профессионализм, чтобы в третий раз не вспыхнуло.

Подготовила Елена Новоселова

Версии

Сообщения о проблемах в местах лишения свободы перестали быть редкостью. Беспорядки за колючей проволокой, как правило, освещаются двумя красками - черной и белой. Официальные сотрудники тюремного ведомства заявляют о быстром наведении порядка в бунтующей колонии и переводят стрелки на криминальный контингент, который устраивает им проблемы для упрочения собственной власти. Граждане, называющие себя общественниками или родственниками, неизменно упирают на пытки и нарушения закона.

Только в 2012 году бунты прошли в ИК строгого режима N 15 в Ангарске Иркутской области, в колонии N 1 в Якутске 19 человек пытались вскрыть вены. В колонии особого режима N 4 в Салавате (Башкирия) пятеро вскрыли вены, а на следующий день 599 осужденных объявили голодовку. Предположительно причиной стала смерть заключенного в больнице. Эксперты заявили, что заключенный скончался от болезни, а не от пыток сотрудников колонии.

Около 200 осужденных ИК-3 города Льгова Курской области начали голодовку и совершили акт массового членовредительства. Они были против повторного назначения начальника колонии, который ею уже руководил в 2005 году и ушел после массового бунта заключенных.

Причин бунтов в колонии на самом деле немного. А точнее - три. Попытки руководства зоны навести порядок, попытки сидящих доказать свою криминальную власть и нарушения закона сотрудниками тюремного ведомства. Во всех подобных случаях неизменно возбуждаются уголовные дела. Так, когда в колонии города Краснокаменска Забайкальского края заключенные подожгли исправительное учреждение, дело возбудили быстро. Здания трех жилых помещений для заключенных вспыхнули мгновенно. Проверки показали - к пожару заключенные готовились тщательно и заранее. За то, что проглядели, руководителю УФСИН Забайкальского края было объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии, были уволены два заместителя начальника управления. Пострадали еще несколько сотрудников.

Бунты часто вспыхивают при смене руководства колонии, когда новое начальство пытается, что называется, закрутить гайки. В колонии N 13 в Энгельсе в знак протеста против порядков, установленных местной администрацией, около 15 человек пытались показательно вскрыть себе вены.

Проблемные с точки зрения бунтов колонии руководству тюремного ведомства известны. Но это информация, что называется, для служебного пользования. Сами заключенные и их родные называют три региона, где, по их версии, дела обстоят хуже всего. Это Челябинская, Брянская и Иркутская области. Чаще всего в колониях объявляют голодовку или занимаются членовредительством. Так, в штрафном изоляторе колонии строгого режима в новгородском поселке Парфино двадцать осужденных нанесли себе порезы, чтобы сорвать плановый общий обыск. По заявлению представителя Новгородского облуправления ФСИН, при обыске сотрудники колонии изъяли у осужденных 11 мобильных телефонов, зарядные устройства к ним и другие запрещенные предметы.

Но говорить о том, что вина за беспорядки в местах лишения свободы лежит исключительно на "спецконтингенте", несправедливо. Нередки варианты, когда в число сотрудников тюремного ведомства попадают садисты. В апреле этого года в дежурный части отдела безопасности ФКУ ИК-15 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был избит осужденный. После этого еще 80 зэков вышли на плац напротив дежурной части и потребовали наказания тюремщика. Против дежурного части было возбуждено уголовное дело.

Чиновники объясняют грубость нравов тюремщиков тем, что у сотрудников заработки маленькие, а работы много и она опасная. К сожалению, факты пыток заключенных редко выявляются самими сотрудниками тюремного ведомства. Правда выплывает наружу лишь в случае гибели или тяжкой травмы заключенного. Судебная практика показывает, что изверг и жертва меняются местами нечасто. Условные сроки или формулировка "здоровье подкачало" часто освобождают садиста от заслуженного наказания.

Подготовила Наталья Козлова

Охрана порядка Челябинская область ФСИН Урал и Западная Сибирь