28.11.2012 00:30
В мире

Чэнду и Шэньчжэнь стали флагманами китайского креатива

Чэнду и Шэньчжэнь стали флагманами китайского креатива
Текст:  Константин Щепин
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №274 (5947)
Китай, похоже, намерен обновить свой самый главный мировой бренд "Made in China", сменив его на "Created in China". За, казалось бы, незначительной корректировкой риторики кроются серьезные экономические изменения, масштабы которых будут оцениваться в триллионы, если не долларов, то уж точно юаней.
Читать на сайте RG.RU

КНР, являющаяся "мировой фабрикой", решила взять на себя еще и роль одного из глобальных лидеров в сфере инноваций и дизайна. Для страны это означает возможность перенести в свои пределы производство огромного количества добавленной стоимости в сфере услуг и новых разработок, отобрав солидный кусок пирога у зарубежных партнеров, которые экспортируют в Поднебесную множество дизайнерских и инновационных решений.

Чтобы достичь этой цели, Срединное государство стало активно развивать креативную индустрию, назвав ее города-флагманы: Чэнду и Шэньчжэнь.

Мегаполис Чэнду уже заявил о намерении потратить 50 млрд юаней (около 8 млрд долларов) "на креатив". У русского человека такая формулировка вызовет усмешку: мол, отдадут вагон денег "творческим людям", которые пустят все по ветру. В Чэнду уверяют, что подтрунивать не над чем. Местная администрация поясняет: креативная индустрия здесь - вполне сформировавшийся и жизнеспособный сектор экономики. Переводу на русский этот термин поддается с трудом. "Индустрия развлечений" не подходит, "сфера культуры" - тоже. Это своеобразный конгломерат авангардного искусства, новых СМИ, компьютерных игр, туризма, дизайна и инновационных технологий.

Объединение этих разных направлений в единую экономическую отрасль действительно оказалось экономически обоснованным. По статистике, в 2010 году креативный сектор Чэнду произвел добавленной стоимости на 25,7 млрд юаней (4,15 млрд долларов) и обеспечил около 5% муниципального ВВП. Доходы местных креативщиков в минувшем году составили 124 млрд юаней (20 млрд долларов).

Благодаря этим показателям Чэнду был назван одним из 10 самых творческих городов Поднебесной. Вместе с титулом появились и деньги. В 2010-м в городе запущено 15 новых "креативных" проектов на 30 млрд юаней, на подходе - еще пять, оценивающиеся в 20 млрд. Финансированием многих из них занимается Государственный банк развития КНР.

Экономисты прогнозируют, что эти капиталовложения окупят себя и начнут приносить прибыль в самое ближайшее время. По прогнозам, к 2015 году муниципальная креативная индустрия будет ежегодно производить уже 70 млрд юаней добавленной стоимости, по сравнению с 2010 годом этот показатель вырастет почти в три раза.

Ставку в развитии креативной отрасли Чэнду отчасти делает на туризм. Это неудивительно: город является центром провинции Сычуань, которая знаменита на весь мир как родина панд и острой сычуаньской кухни. Здесь расположено огромное количество достопримечательностей: в районе Чэнду находится три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, в мегаполисе насчитывается 26 исторических и культурных памятников государственного уровня, работает 50 музеев. Прекрасно развита туристическая инфраструктура, в том числе транзитная, ведь Чэнду является единственным городом в Китае, из которого осуществляются прямые перелеты в тибетскую Лхасу.

Впрочем, исключительно на развитии туристического потенциала город останавливаться не собирается. Здесь строят огромный "креативный технопарк", который будет специализироваться на разработке дизайнерских новинок, программного обеспечения, информационных технологий и многого другого. Технопарк площадью 41 кв. км получит название "Западная деревня". Интерес к нему уже проявил зарубежный капитал. В местной администрации сообщили, что возможность инвестировать в него порядка 12 млрд юаней (около 2 млрд долларов) рассматривает одна из южнокорейских компаний.

Хорошей приманкой для инновационного бизнеса в Чэнду является возможность запускать новые разработки в производство прямо на месте. Этот город - один из крупнейших в стране центров производства современной электроники. Здесь шутят: уроженец Чэнду может найти "кусочек отчизны" практически в любом уголке Земли. Для этого ему просто надо разобрать любой компьютер и достать процессор. Шанс, что он "прикоснется к родине", составляет 50%. Невероятно, но факт: именно в Чэнду производится каждый второй компьютерный процессор в мире. Они сходят с конвейеров заводов местной "силиконовой долины", площадь которой 130 кв. километров. Расположенные на этом участке предприятия ежегодно приносят 50 млрд юаней (около 8 млрд долларов) добавленной стоимости. Здесь работают такие гиганты компьютерной индустрии как Intel, Symantec, IBM и многие другие.

Местная производственная база постоянно растет и скоро станет градообразующей: через 3-5 лет при ней появится город с населением порядка 600 тысяч человек, со своими финансовыми и торговыми центрами, даже метро. Там же будет построено самое большое в мире здание. Размер фундамента комплекса "Всемирный центр" составит 86,5 га, а общая строительная площадь достигнет 1 млн 760 тыс. кв. метров. Внутри будут располагаться супермаркеты, офисы, отели и центры отдыха, а под одной крышей с ними - парки, искусственные озера и даже пляж площадью 5 тыс. кв. метров. Градостроители отмечают, что осуществление проекта стало возможным именно благодаря огромным доходам, которые уже приносит креативная индустрия.

"Коллега" Чэнду по креативному цеху, город Шэньчжэнь в провинции Гуандун, сделал ставку на развитие индустрии дизайна. В восьмидесятом здесь открылась первая специальная экономическая зона, где серьезные преференции были предоставлены как китайскому, так и иностранному капиталу. Эксперимент удался: спустя три десятка лет некогда бедная рыбацкая деревушка превратилась в огромный мегаполис с 12-миллионным населением и, пожалуй, наиболее динамично развивающейся экономикой в КНР.

Как флагман экономического роста Шэньчжэнь известен давно. А совсем недавно он приобрел еще и лавры одного из самых креативных городов страны. Его назвали "китайской столицей дизайна". В мегаполисе зарегистрировано шесть тысяч дизайнерских фирм, многие из которых обрели мировое признание, свидетельством чему стало размещение их акций на крупнейших фондовых биржах мира.

Мегаполис, ставший образчиком городского дизайна и планирования, "The New York Times" включила в тридцатку наиболее привлекательных туристических городов мира, а ООН присвоила ему звание "город-сад". Действительно, 50% территории Шэньчжэня покрыто садами, здесь на одного жителя приходится 16,5 кв. метров парков.

Однако не все так безоблачно. Так, один из лидеров местного дизайнерского сообщества Би Сюефэн жалуется на нехватку денег и недостаточно активную поддержку властей. Он объясняет: "Чтобы развиваться и удерживать лидерство, нам нужно постоянно обмениваться опытом, общаться с коллегами за рубежом, но на это не хватает денег". По словам моего собеседника, для свободного творческого полета недостает миллиона. "Раз в два года мы проводим всемирную конференцию дизайнеров, чтобы находить новые идеи и пути развития. Правительство дает на это 400 тыс. юаней, а надо еще миллион. Эти средства приходится взимать с участников. Из-за высоких взносов многие попросту отказываются от участия, что сильно мешает продуктивности наших слетов", - сетует Би Сюефэн.

Сегодня дизайнерская отрасль обеспечивает 7,8% муниципального ВВП, ежегодно на выходе получая 87,5 млрд юаней добавленной стоимости. Цифры впечатляющие, однако при более близком рассмотрении сектора дизайнерских разработок и инноваций задаешься вопросом, смогут ли выстоять молодые китайские креативщики в конкуренции с мощными зарубежными конкурентами.

Китайская индустрия дизайна молода и энергична, но вместе с тем слаба и хаотична. Представители этого сектора понимают: чтобы остаться на плаву, нужно увеличивать масштабы бизнеса и просить поддержки у государства. Путь решения этих задач, похоже, очевиден. Небольшие дизайнерские компании стали объединяться в крупные ассоциации. Таких "креативных конгломератов" в Шэньчжэне сейчас 21. Каждый объединяет примерно по несколько сотен фирм.

Членские взносы за участие в подобных союзах невелики: от 2 до 20 тысяч юаней в год в зависимости от права голоса в ассоциации. При этом участник получает довольно большое количество выгод. Во-первых, снижаются транзакционные издержки на поиск партнеров и заказчиков, так как ассоциации обладают большой клиентской базой и объединяют не только разработчиков, но и производителей готовой продукции. Во-вторых, при поддержке ассоциации гораздо легче заручиться финансовой поддержкой государства, которое предпочитает вести диалог с союзами производителей, нежели с отдельными компаниями.

Находя новые способы выживания на рынке, китайские креативщики не отрицают, что остается еще немало проблем, решение которых требует дополнительной финансовой поддержки. Сегодня ее могут оказать либо государство, либо крупный иностранный капитал. Молодой креативный бизнес КНР как невеста на выданье, ждет перспективных партий...

Китай