Пост как способ очищения своего сердца от скверны греха, средство обуздания своих страстей, возможность вернуться к истинному восприятию мироздания, когда мы осознаем, что центр всего - не наше "я", а Бог, то есть пост, как путь возвращения человека к своему Создателю, был известен человечеству давно. Люди Библии постились во время болезней, войн, природных катастроф, личных трагедий, готовя себя к подвигу и просто важному событию. Обет поста часто принимали, прося у Господа помощи - в испытаниях. Или, например, моля Бога о даровании детей.
Как правило, такая обращенность к Творцу, подкрепленная усилиями по укрощению своего телесного, давала результат. И неслучайно. Ведь ограничение потребностей тела приводит к тому, что в человеке начинают главенствовать не прихоти и желания плоти, а дух. И тут надо понимать, что пост в христианстве - не аскетические упражнения, цель которых развить духовные способности. И уж ни в коем случае не диета. Отказ от привычных телесных удовольствий, ограничение себя в пище - только средства для достижения главного: встречи с Богом в своем сердце.
Укрощение тела позволяет нам вырваться из круговерти забот о нем, делает человека доступным для воздействия духовных сил. Но такая доступность может быть опасной: если нет духовного наполнения Благодатью Божьей, человек рискует стать игрушкой своих страстей. Неслучайно замечено, что пост обнажает все то, что было сокрыто в глубинах души. Если в сердце жила гордыня, пусть и незаметно для ее хозяина и окружающих, в пост она приведет к появлению раздражительности, которая начнет перехлестывать через край. Мнительный может превратиться в подозрительного, вспыльчивый - извести всех яростью и гневом. Агрессивный - стать еще злее, а заносчивый впадет в осуждение.
Всем, кто хоть раз пытался поститься или был рядом с постящимися, понятно, о чем речь. В христианстве такое обнажение дремавших в душе человека страстей и явное их проявление называют искушениями. Искушения могут всеиваться в душу человека и извне, падшими духовными сущностями. Есть такой закон духовной жизни: чем серьезнее усилия человека по направлению к Богу, тем сильнее сопротивление, оказываемое врагом рода человеческого: дьявол не желает нашего спасения. Задача во время поста не только увидеть, рассмотреть в себе (в себе, а не в окружающих!) те зерна страстей, которые живут в душе, но и начать бороться с ними. Как? Аскетика знает один ответ: с Божьей помощью.
Молитва, смиренное понимание своей немощи, осознание того, что без живительной силы Благодати ты ничего не сможешь, участие в таинствах исповеди и причастия - все это помогает в этой незримой битве за свою душу. А сама битва называется "невидимой бранью", и ей посвящены без преувеличения тома творений святых.
С чего начать пост? Ну, уж конечно, не с размышления о том, входят ли в булочку, которую собираешься съесть, животные жиры. Вот что пишет архимандрит Кирилл (Павлов): "Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всем и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.
И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господу, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного".
Есть несколько степеней строгости поста.
- Отказ от мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, творога, животных жиров. Самый традиционный вид поста. Для больных, беременных, кормящих матерей, подростков (если они интенсивно растут и загружены учебой), людей много работающих допустимы послабления. Тут стоит посоветоваться со священником и взять на пост благословение.
- Дополнительно к отказу от продуктов животного происхождения - отказ от рыбы. Такая строгость относится уже к монастырскому уставу, и то в монастырях рыбу подают на стол во вторник, четверг, субботу, воскресенье и в дни церковных праздников.
- Сухоядение (т. е. пища без масла). Блюда растительного происхождения без использования растительного масла. Сухоядение - тоже пост по монастырскому уставу. Но и в монастырях сухоядение всего три дня в неделю: понедельник, среду и пятницу. Почему-то именно сухоядение активно рекомендуют всем, решившимся поститься, светские СМИ - это в корне неверно.
- Полное воздержание от пищи. Такой пост держат перед праздником, которому посвящен пост. 6 января, в Рождественский сочельник, не принято есть "до первой звезды". После ее появления едят специальное блюдо из зерен пшеницы - "сочиво".
- Приступая к посту, надо помнить, что меру его для себя лучше определить, посоветовавшись со священником. Что пост бывает не только телесный, но и духовный. Главное в пост не сами ограничения - они только средство, а встреча с Богом в нашем сердце. А значит, пройти 40 дней поста без молитвы, без участия в таинствах Церкви, без действия Благодати Божьей, без любви к ближнему и добрых дел невозможно. Бог в помощь!
Читайте также:
Зачем нужен Рождественский пост?
Что едим в Рождественский пост?
Задайте вопрос Марии Городовой, касающийся Рождественского поста: