29.11.2012 07:35
Экономика

В Свердловской области вырос спрос на услуги по профориентации

У жителей Среднего Урала растет потребность в профориентации
Текст:  Юлия Санатина (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5948)
Текущий год для cлужбы занятости населения (СЗН) во многом стал переломным: безработица вернулась к докризисному уровню, вместе с тем изменились порядок финансирования и функции службы. О ситуации на рынке труда и новых задачах СЗН рассказывает директор Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов.
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Алексеевич, какова сегодня ситуация на рынке труда Свердловской области?

Дмитрий Антонов: Уровень безработицы - 1,28 процента, это ниже среднероссийского. На начало ноября в области было 34 400 безработных, а всего в СЗН с начала года обратилось 136 тысяч человек. Для сравнения, в самый тяжелый 2009 год обратилось 360 тысяч, 96 тысяч было официально признано безработными.

Сейчас говорят о следующей волне кризиса. Вы к этому готовы?

Дмитрий Антонов: Кризис давно уже стал для нас штатной ситуацией. Механизмы отработаны, да и горячие точки известны - 66 предприятий с общей численностью персонала 26 858 человек. Мы целенаправленно осуществляем мониторинг задолженности по зарплате - это ранний предвестник того, что может произойти массовое высвобождение работников. Вот только необходимо законодательно обязать работодателей предоставлять нам такую информацию. Тогда работу можно будет выстроить более эффективно.

Есть ли возможность у службы занятости работать на упреждение, если есть опасность массового сокращения?

Дмитрий Антонов: Сегодня под риском увольнения в области 5,5-6 тысяч человек. Это немного, но это судьбы людей. Чтобы не допустить такого выхода людей с производства на улицу, по нашим подсчетам, требуется 69,2 миллиона рублей: на общественные работы, переобучение, трудоустройство с переездом и так далее. Если же их просто уволить и платить пособие по безработице, то нужно будет 6,7 миллиона рублей - в 10 раз меньше. Однако государству социальный аспект зачастую важнее экономического, поэтому высокие затраты на отдельных территориях оправданны.

С начала текущего года Федерация больше не финансирует программы по занятости, на которые в годы кризиса выделялись значительные суммы. Что изменилось в вашей работе?

Дмитрий Антонов: Да, вопросы занятости - это теперь собственные полномочия субъекта РФ. А потому у исполнительной власти и местного самоуправления должно сформироваться новое представление о наших задачах и возможностях. Три года кризиса породили определенные иждивенческие  настроения  не только у населения, но и у работодателей: все привыкли, что в службе занятости лежит некий "кошелек" с деньгами, откуда можно брать на все программы. Во время кризиса вкладывали действительно много - и область, и Федерация. Теперь ситуация иная.

Да, сегодня в бюджете субъекта РФ денег на все не хватает. Но зато у нас появилась самостоятельность, возможность разрабатывать региональные программы - более гибкие. Мы учимся экономить бюджетные деньги, просчитывать, куда их вкладывать, стремимся понять, удовлетворяет ли структура службы занятости потребностям государства, граждан, отвечает ли она текущим вызовам. Проработав этот год, мы поняли, что теперь у нас будет три приоритетных направления деятельности: занятость, охрана труда и социальное партнерство. А в соответствии с этими задачами вносим коррективы  и во внутреннюю структуру нашей службы.

В последнее время промышленники все чаще говорят не о сокращении, а, наоборот, о нехватке кадров - особенно рабочих и инженеров. Как сбалансировать спрос и предложение?

Дмитрий Антонов: Думаю, полностью рынок труда сбалансирован только при плановой экономике. Увы, несмотря на попытки популяризировать рабочие профессии, абитуриентов в системе начального и среднего профобразования больше не становится. Поскольку основным остается вопрос низкой оплаты труда - даже квалифицированных рабочих. На мой взгляд, причины этого явления не системные, а более простые, приземленные. Некоторые работодатели вопрос дефицита востребованных профессий решают самостоятельно. Вот, на заводе имени Калинина создали центр по обучению станочников - и кадровый голод сняли, даже с соседними предприятиями договоры на подготовку кадров заключили.

Мне кажется, у службы занятости есть шанс выступить координирующим органом, в том числе между системой образования и бизнесом. Кто знает рынок труда лучше, чем мы? Сейчас наблюдается рост спроса на профориентацию, и мы всячески стимулируем этот спрос, ведь без профориентации невозможно выполнение кадрового заказа.

Спрос растет со стороны работодателей или учреждений образования?

Дмитрий Антонов: Нет, со стороны граждан - родителей школьников, самих старшеклассников, преподавателей и студентов учреждений профобразования. За прошлый год наша служба оказала услуги по профориентации 117 тысячам человек. Для сравнения, областное  министерство образования - 20 тысячам. Надо понимать, что в училищах и колледжах этим заниматься поздно: их студенты уже сделали выбор. Профориентацию надо начинать с 3-4 класса школы и вести ее комплексно.

На федеральном уровне возник хороший тренд: переходить от рынка дипломов к рынку квалификаций. Появятся профстандарты - будет понятно, какие компетенции требуются от персонала, как учить и что требовать. А профориентация - это диспетчер трудовых потоков, она может стать драйвером трудовой миграции на территории области.

Есть мнение, что в центры занятости люди приходят только за пособиями - хороших вакансий там нет. Работу люди ищут через частные агентства или порталы, либо через знакомых.

Дмитрий Антонов: До работы на государственной службе у меня было свое кадровое агентство, так что ситуацию знаю со всех сторон. Многие агентства занимаются формированием иллюзий у кандидатов и раскручивают гонку зарплат. Эффективность их работы для меня под вопросом.

Может, стоит объединить ресурсы и возможности государственной СЗН и бизнеса?

Дмитрий Антонов: Бизнес сам приходит к нам за бесплатными услугами. Например, перед крупными выставками - нанимать людей на временную работу. У каждого свой сегмент. У кадровых агентств это в основном менеджмент, а, например, оргнабор вахтовиков, трудоустройство выпускников, вакансии по рабочим специальностям, в том числе требующие высокой квалификации, масс-рекрутинг - это наши сегменты, здесь у СЗН нет конкурентов.

Однако, должен заметить, что в нашей  базе данных есть  весь спектр кадровых ресурсов - от генерального директора до подсобного рабочего: согласно российскому законодательству абсолютно все работодатели обязаны предоставлять в учреждения государственной службы занятости  информацию обо всех без исключения вакансиях. И, если  данных о вакансиях топ-менеджеров  в некоторых центрах занятости нет или недостаточно, давайте спросим у работодателей, как они выполняют российские законы.

Для повышения эффективности нашей работы нужно не делить рынок с бизнесом, а переучивать своих сотрудников, готовить их к новым реалиям. Мы выделили деньги и построили современный центр занятости в Екатеринбурге - объединенный для Верх-Исетского и Ленинского районов. Теперь там электронная очередь, самостоятельный доступ в Интернет для безработных, контактная зона. Пока область не готова к дальнейшим таким вложениям, но практика себя оправдывает: надо, чтобы человеку, ищущему работу, было комфортно и удобно приходить в государственный центр занятости - не хуже, чем в частное кадровое агентство. И наши сотрудники в таких условиях не выгорают профессионально.

Одни лишь комфортные условия еще не гарантируют, что сотрудники станут работать по-новому.

Дмитрий Антонов: Конечно, нет. Работа ведется комплексно. Мы начали активно заниматься формированием кадрового резерва: открыли "Школу лидерства", провели первый отбор по центрам занятости - интерес огромный, особенно среди молодых сотрудников. Кроме того, создаем на своих серверах аналог корпоративной управляющей системы: чтобы люди, работающие в разных центрах, могли общаться, обмениваться опытом. Еще в этом году создали рейтинговую систему по типу KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности. - Прим. ред.). Это отличная гибкая система: видно, что премию получает тот, кто работает, а не тот, кто красиво отчитывается.

Какие еще новые направления работы появились у службы?

Дмитрий Антонов: Федерация уделяет огромное внимание вопросу трудоустройства инвалидов: на это будут выделять почти по миллиарду рублей в год. Следующая актуальная тема - работа с бывшими заключенными.

Отдельная задача - трудоустройство бывших наркоманов. Мы подготовили пилотный проект - программу профориентации. Речь идет о создании рабочих мест и сопровождении реабилитантов - к каждому из них планируется прикрепить наставника. Проработан механизм финансирования стажировок и наставничества. То есть мы подхватываем человека после медицинской реабилитации, а уже медико-психологическая плавно переходит в социально-трудовую. Как считают специалисты, именно трудоустройство и возвращение в социум - лучшая гарантия излечения от наркозависимости.

Хотя официально программа пока не принята, она очень востребована, ею уже интересуются коллеги из других регионов. В проект областного бюджета на ее реализацию заложено 200 тысяч рублей. Правда, мы просили 11 миллионов. Деньги для региона небольшие, а эффект ощутимый: мы планируем охватить около 400 человек. Реабилитационные центры области выпускают в год около 600. Мы с ними активно сотрудничаем, они видят для себя плюсы от участия в нашей программе. Этими общественными организациями, по сути, сформирована особая субкультура, в которую удачно вписывается малый бизнес. На мой взгляд, государство должно лишь задать определенные стандарты их реабилитации. Решение должно быть принято на уровне областного правительства.

Занятость Свердловская область Урал и Западная Сибирь