Как ранее сообщала "РГ", Росалкогольрегулирование предложило ввести ее для розницы - 115 рублей за бутылку. Цель благая - сократить на прилавках число "левого" товара. Но это стало бы толчком к росту цен на дешевые сорта "новогоднего напитка". "Уже сегодня согласительная комиссия может поставить точку в споре двух ведомств", - сообщили "РГ" в Росалкогольрегулирования.
Минэкономразвития сомневается, что благие цели Росалкогольрегулирования могут быть достигнуты. "Остается неясным, говорится в заключении ведомства, каким образом, учитывая действующую систему прослеживаемости алкогольной продукции, может быть решена проблема контрафактной продукции посредством установления минимальных цен". Сейчас, уточняется в документе, чтобы выпустить алкогольную продукцию на рынок, необходимо получить свидетельство о ее государственной регистрации в Роспотребнадзоре, а также принять и зарегистрировать декларацию о соответствии в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
И там, и там продукция проходит необходимую экспертизу. Кроме этих двух документов, подтверждающих безопасность и качество, надо иметь лицензию, которая подтверждает легальность оборота. Добавьте сюда федеральные специальные марки, получение которых тоже является свидетельством легальности производства, перечисляет министерство экономического развития. Не забудем и Единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Тем не менее нелегальное шампанское все-таки доходит до прилавков. И его не менее 25 процентов.
Полагаем, говорится в заключении министерства, что предлагаемое введение минимальной цены "могло бы привести лишь к выравниванию цен поставок контрафактного и легально произведенного игристого вина (шампанского) для розничной продажи". То есть "пойло" просто станет дороже, но с рынка не уйдет. Однако с ним подорожают и легальные дешевые сорта шампанского.
"А я полностью поддерживаю идею введения закупочных, оптовых и розничных минимальных цен на шампанское и игристые вина, - заявил в разговоре с "РГ" председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. - Более того, считаю, что необходимо ввести их для всех продуктов питания, даже для молока и колбасы". Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович уточняет: минимальные розничные цены не должны быть ниже себестоимости производства вина.
"Своим знакомым, - говорит эксперт, - я категорически не рекомендую покупать шампанское дешевле 100 рублей". По его словам, уже сейчас 70 процентов заводов-производителей отпускают свою продукцию дороже 95 рублей за литр. Только сам виноматериал стоит минимум 35-40 рублей, подчеркивает Попович, сюда необходимо прибавить стоимость бутылки, работы и акцизы. Вот и получается около сотни. В любом случае продажа вина ниже себестоимости - это откровенный демпинг и ломка рынка, подчеркивает собеседник "РГ".
Пока в России минимальные цены установлены только на крепкий алкоголь: водку, коньяк и бренди.