30.11.2012 12:15
Культура

Laibach: арт-проект огромных масштабов

Текст:  Дмитрий Сосновский
Есть такие явления, описание которых требует такой концентрации душевных сил, что долгое время просто опасаешься за это браться. Но рано или поздно понимаешь, что пора.
Читать на сайте RG.RU

К таким явлениям относится словенский проект Laibach. Это - не просто музыкальная группа, это - арт-проект огромных масштабов, который участвует и продолжает участвовать в формировании культурной повестки дня современной ему Европы. И, как и положено в таких случаях, остается в тени, будучи объектом почитания относительно небольшой, но крепкой армии поклонников. Исследователям же, зачастую - в силу их невнимательности, удается разглядеть в них лишь остроумных и чрезвычайно вдумчивых постмодернистских интерпретаторов поп-культуры конца XX и начала XXI века. Что самих Laibach вполне устраивает. "Поп-музыка - для овец. А мы - волки, облаченные в шкуры пастухов", - насмешливо и на первый взгляд прямолинейно заявляют они, вызывая этим у музыкальных снобов, как правило, лишь снисходительное фырканье. Реакция ожидаемая, но отнюдь не адекватная. Более понимающие слушатели услышат здесь ироничную провокацию. Но и это не будет абсолютной правдой.

Слово "провокация" вообще неизбежно всплывает при любом упоминании Laibach (само их название уже является провокацией). И это им на руку. Образ бесстрашных и тонких провокаторов они культивируют с самого появления группы в 1980 году. Уже тогда они показали - какое ошеломляющее впечатление может произвести грамотная политическая сатира. Широко известная формула "Rammstein - это Laibach для детей” в этой связи может считаться очень хорошией иллюстрацией к творчеству обоих коллективов (а для Rammstein - едва ли не лучшей). И Rammstein, которые с каждой новой записью подтверждают ее справедливость, явно польщены подобным сравнением, что и заметно по их интервью.

Еще в 80-х Laibach заявили: "Mi kujemo bodocnost” ("Мы куем будущее"). Разумеется, как и всегда после этого, они знали, о чем говорили. В то время в Западной Европе как раз начал бурными темпами развиваться industrial, и Laibach стали теми, кто показал, на что в этом отношении способны социалистические страны. Заодно они основали один из крупнейших его поджанров - martial industrial. Власти этого, впрочем, как им и было положено, не оценили - под мрачную нойз-версию знаменитой танцевальной песенки "Tico Tico”, иронично озаглавленную как "Tito Tito”, публике и музыкантам на редких концертах доводилось общаться с правоохранителями. Да и публика далеко не каждый раз попадалась сочувствующая - в разгар одного из концертов какой-то несостоявшийся критик метнул на сцену стеклянную бутылку. Она разбилась, а осколком был ранен тогдашний вокалист Томаж Хостник. Который, как ни в чем не бывало, продолжил выступление, окинув ряды неблагодарных слушателей презрительным взглядом. Его надменное лицо, по которому стекает струйка крови, впоследствии попало на обложку вышедшего только в 1993 году концертного альбома записей начала восьмидесятых годов Zagreb-Ljubljana-Beograd. Случилось это уже после его смерти - в 1982 году он покончил с собой. Но Laibach было уже не остановить.

В 1984 году Laibach и еще несколько арт-группировок провозгласили первое в мире виртуальное государство - NSK (Neue Slowenische Kunst - "Новое словенское искусство" (нем.)). Манифест NSK гласит, что оно объединяет "людей доброй воли". Таких, по утверждению администрации государства, уже насчитывается больше, чем жителей Ватикана. Зная озорные привычки Laibach и действительно небольшое число жителей Ватикана, можно увидеть в этом завуалированную цитату одного скандального высказывания Джона Леннона. Впрочем, это совсем не обязательно. Трактовки работ Laibach могут быть вообще самыми разными. Ведь, как емко заметил один из поклонников, "Laibach - это вопрос, а не ответ".

Кстати, творчество самой главной группы XX века, само собой, не было оставлено без внимания любителями собственных интерпретаций поп-культуры. Альбом Let It Be 1988 года показал, что куражиться над мировыми звездами они будут продолжать, что и показала пластинка Opus Dei, на которой милитаризированные версии своих поп-хитов могли найти многие - от забавных плясунов Opus до стадионных королей Queen и легендарных Pink Floyd. Отдельного внимания при этом заслуживают клипы для этих кавер-версий, в которых любой киноман увидит массу интересного - начиная с эстетики раннего немецкого кино и фильмов Параджанова и продолжая современными танцевальными клипами.

Когда-то выдающийся деятель поп-культуры Фредди Меркьюри, явно кокетничая, заявил, что его музыка - "одноразовый поп" в духе "послушал-понравилось-выбросил". Думаю, сам он прекрасно понимал, что с его музыкой дело обстоит совсем иначе. Но тенденция была описана с чудовищной точностью.

Парадоксально на первый взгляд, но при такой кажущейся эклектичности творчества Laibach трудно найти более яркое обоснование того, что музыкальный альбом - это отдельное произведение искусства. Музыкальная индустрия с каждым десятилетием все активнее вбивает в голову публики, что достойны внимания лишь отдельные песни - "хиты". Так музыка переходит в сферу потребления, а публика начинает состоять из, собственно, потребителей, "потребляющих" музыкальные "продукты" по описанной Меркьюри схеме. Laibach - "волки в шкуре пастухов" - вооружились средствами врага. Они взялись выворачивать поп-хиты наизнанку, а потом собирать из них концептуальные альбомы.

Одним из таких альбомов стал NATO, вышедший в 1994 году - в самый разгар "Югославских войн". Этот альбом отличает то, что он состоит из одних только кавер-версий. Кавер-версий песен, которые все прекрасно знают. А от того, как их развернули Laibach - жители республики, которую война почти не коснулась! - мороз идет по коже. И создается стойкое впечатление, что знаменитые The Final Countdown и In the Army Now были написаны о событиях в Сараево или Вуковаре. А кавер на древнюю фолк-песню "2525” наносит последние штрихи в апокалиптичную картину, нарисованную Laibach.

Концептуальность каждого альбома, его штучность подчеркивается и тем, что каждый раз Laibach пытаются сыграть что-то новое. Посвященный религиозным проблемам современной Европы Jesus Christ Superstars можно смело назвать индастриал-металом, а последовавший за ним WAT (аббревиатура от "We Are Time”) - это замечательный образец агрессивного EBM. Во время своих провокаций Laibach не устают передавать приветы не только Джорджу Бушу-младшему и Освальду Шпенглеру, но и коллегам по цеху, занимавшимся формированием электронной сцены. Так, самая, пожалуй, популярная волею судеб их песня - Tanz Mit Laibach - измененная версия старинной песни культовой индастриал группы Deutsch Amerikanische Freundschaft. И неслучайно посвящена она той самой немецко-американской дружбе, которая была скреплена натовской операцией в Ираке. А совсем недавно вышла песня-посвящение блистательным Kraftwerk, которым Laibach многим обязаны.

В 2006 году Laibach снова нашли чем удивить любителей необычного, записав альбом, состоящий из синти-поповых версий гимнов мировых империй. Тонкое понимание политических и геополитических реалий наряду с оригинальным подходом и традиционно безукоризненным исполнением делают истинным шедевром этот альбом, где нашлось место и ерническим иголкам в адрес США и Англии, и написанным с явной симпатией версиям гимнов России и Германии, и даже гимном панславизма на мотив знаменитой "Гей, славяне!". На фоне пения на языках стран, чьи "гимны" исполняются, суровый Милан Фрас, словно приговоры, читает с утрированным славянским акцентом по-английски свои обращения к мировым державам. С обложки на нас смотрят овцы. Альбом называется Volk, что по-немецки значит "народ", а со словенского так и переводится - "волк". По всей видимости, именно тот, что в шкуре пастуха.

Удивительным образом все, чем занимаются Laibach, вызывает серьезный интерес у критиков. И хотя они всегда оправдывают уделенное им внимание - будь это саундтрек к шекспировскому "Макбету", эмбиентовая версия "Искусства фуги" Баха (Венди Карлос должна быть довольна), музыка к сумасшедшему финскому фильму "Железное небо", альбом своих версий легенд death metal Morbid Angel, участие в трибьюте Боба Дилана или просто новые версии собственных старых песен - критики обычно ограничиваются удовлетворенными отзывами с нотками скуки слегка обманутого в ожиданиях искушенного гурмана. Музыка требует больше внимания и понимания, чем некоторые слушатели (считающие при этом необходимостью обозначить свою позицию по любому вопросу - вне зависимости от владения им) согласны отдать и продемонстрировать. Это касается любой музыки вообще. А Laibach - просто одно из лучших тому свидетельств.

 

 

Рок