03.12.2012 00:30
В мире

Россия и Грузия заявили о возможности пойти навстречу друг другу

Москва готова к расширению контактов с Тбилиси, но не сегодня
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №278 (5951)
Россия и Грузия явно не прочь сделать шаги навстречу друг другу. Об этом в прошедшие выходные заявили высокопоставленные дипломаты обеих стран. Впрочем, с ходу диалог явно не будет налажен. Озвученные предварительные условия обе стороны считают неприемлемыми.
Читать на сайте RG.RU

"У нас контакты с некоторыми представителями новой администрации, новой командой уже были в Женеве, на прошлой Женевской встрече. Я не исключаю, что после того, как мы посмотрим на реальное развитие дел в Тбилиси, потому что, как вы понимаете, там не очень спокойно, когда мы поймем, как нам нужно взаимодействовать, эти контакты будут расширены. Но это не вопрос сегодняшнего дня", - заявил в воскресенье статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. При этом он напомнил, что в течение последних четырех лет отношения Москвы и Тбилиси были очень накалены: "Президент Саакашвили по-прежнему остается президентом Грузии, поэтому у нас есть конституционное право подумать, посмотреть, понаблюдать, проанализировать ситуацию и потом действовать сообразно тому, как будет лучше для наших двусторонних отношений". Напомним, несколькими днями ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил: "Мы готовы к диалогу с новым руководством Грузии, но, конечно, с учетом существующих геополитических реалий и решений о признании Абхазии и Южной Осетии, которые приняла Россия".

Ответ последовал. Правда не из Тбилиси, а из Вашингтона. Там в прошедшие выходные госсекретарь США Хиллари Клинтон встречалась с главой МИД Грузии Майей Панджикидзе. Проконсультировавшись с американцами (также, к слову, поступали и предшественники Панджикидзе из команды Саакашвили), грузинский дипломат заявила: "Если Россия говорит, что это (признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии. - РГ) предварительные условия для начала диалога, то диалога не будет". Впрочем, на этом жесткая риторика закончилась. И тут глава МИД Грузии начала делать куда более дипломатичные заявления: "Мы настроены не слишком оптимистично и сознаем, что прогресс будет достигнут не скоро. Однако мы намерены стремиться к этому, поскольку понимаем, что не сможем решить наши проблемы без взаимодействия с Россией".

При этом она не исключает, что для возобновления политических контактов придется прибегнуть к помощи "международного механизма", то есть посреднических услуг третьей стороны. В то же время грузинский дипломат подчеркнула, что учреждение поста спецпредставителя премьер-министра Грузии по отношениям с Россией - "это первый сигнал о том, что мы хотим возобновить диалог, в том числе в политической сфере". Назначение на этот пост Зураба Абашидзе свидетельствует, что "Грузия серьезно настроена на достижение этой цели", добавила глава грузинского МИД. Одновременно Панджикидзе считает важным продолжить Женевские консультации, остающиеся пока "единственным форматом, в котором осуществляются политические контакты с Россией". По ее словам, Грузия хотела бы использовать его, чтобы в конечном итоге "добиться деоккупации" Абхазии и Южной Осетии.

Между тем

Г-жа Панджикидзе не исключила возможность ее встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым в феврале следующего года в Мюнхене, где они оба планируют принять участие в традиционной конференции по безопасности: "Насколько мне известно, Сергей Лавров планирует принять в ней участие. Я тоже собираюсь поехать на этот форум. Не знаю, будет ли у нас там возможность для встречи, но мы послали Москве ясный сигнал о том, что мы заинтересованы в диалоге... Может быть, мы найдем иностранных друзей, которые смогут нам в этом помочь". Намек на Вашингтон был более чем прозрачным. Правда, Клинтон, похоже, уже начала паковать чемоданы - через месяц она (как неоднократно заявляла ранее) собирается покинуть пост госсекретаря. Так что никаких обещаний Панджикидзе Клинтон, очевидно, давать не стала.

Грузия