Брата вижу насквозь
Самый легкий способ различать вас с братом - ваш сломанный нос. Не напомните, кто это вас так?
Василий Березуцкий: Очень давно, году, эдак, в 2001-м. И произошло это два раза в течение двух минут. Нападающий воронежского "Факела" дал локтем по носу и сломал его. Я ему тогда же сказал: ты это, поосторожней пожалуйста...
То есть, вы продолжили игру?
Василий Березуцкий: Ну да. Так вот он мне через минуту снова локтем в нос. Я не помню, кто это был, но, признаюсь, ощущения были не из приятных. Правда, когда нос возвращали на место, было еще хуже (смеется). Вот уж 11 лет как нас с братом стало легче различать.
А еще как вас от брата отличить?
Василий Березуцкий: На самом деле, отличительных черт достаточно. Нас все различают по голосу, со спины, по походке, по лицу. И чем старше мы становимся, тем отличий больше. Пообщавшись с нами неделю вплотную, любой человек начинает нас различать на сто процентов.
А характерами вы сильно не похожи?
Василий Березуцкий: Мне кажется, я умнее, красивее и грамотнее (улыбается). Только он думает, что все это про него. Вообще, я более взрывной, а Леша уравновешенный. Зато если его вывести из себя, то вернуть в нормальное состояние практически невозможно. А меня проще. Раньше, конечно, было больше общих моментов: мы жили вместе и росли в одной комнате. А сейчас у нас у каждого своя семья, мы меньше проводим времени вместе, наши предпочтения расходятся.
Когда последний раз пользовались вашим сходством?
Василий Березуцкий: Да вот сейчас! Думали, что Вася пришел, а я Леша (смеется). У нас это было постоянно. Все в классе смеялись, когда мы менялись. Ребята знали, только учительница не замечала. Поменяться правами, паспортами, возможность находиться в двух местах одновременно - несомненное преимущество. Хотя бывали неудобные моменты, когда меня некстати за Лешу принимали. Люди иногда обижались. Короче, если ко мне подходят и говорят: "Алексей, распишитесь, пожалуйста" - я без вопросов ставлю роспись Алексея (улыбается).
Говорят, близнецы особенным образом чувствуют друг друга даже на расстоянии...
|
Видео: Александр Шансков/ РГ |
Василий Березуцкий: Не хочется пускаться в мистику. Что я могу, так это предугадывать слова, действия Леши на два-три хода вперед. Он еще не подумал, не сказал, а я уже знаю, что у него на уме. Замыслил он драться: о’кей, сам Леха о том пока не подозревает, а я выкладываю ценные вещи, готовлюсь...
Вы что, еще и деретесь?
Василий Березуцкий: Нет, что вы. Это пример у меня такой (смеется).
Сын заставляет работать
Ваш партнер по команде Алан Дзагоев недавно женился. Семейная жизнь сильно его изменила?
Василий Березуцкий: Конечно, изменила. Надеюсь, что и дальше будет менять, в лучшую сторону.
Между тем, после свадьбы Алан стал эмоциональней. И на поле не сдерживается...
Василий Березуцкий: Хорошо, завтра посоветую ему развестись (смеется). Да нет тут никакой связи. Дело скорее в горячем темпераменте и возрасте. В молодости совершаешь много курьезного, чего никогда не позволил бы себе в зрелые годы. Лично у меня были такие эпизоды. Надеюсь, что эти эпизоды научат его, и он поймет, что бывают провокации, ситуации, когда лучше свернуть, отойти в сторону. Хочется верить, что после наших разговоров с ним и больших штрафов он поймет: так лучше не делать.
А как повлияла женитьба на вас?
Василий Березуцкий: Потрясающе. И однозначно сделала меня лучше.
А что больше повлияло: женитьба или рождение сына?
Василий Березуцкий: Одинаково. Я хотел жениться, хотел детей, и со своей будущей женой я с такими намерениями и знакомился. Сейчас ребенок заставляет вставать с утра, работать, чего-то добиваться. Если бы я сейчас продолжал жить в одиночку, поднять себя с дивана было бы намного сложнее.
В вашем плейере композиции из репертуара группы "Винтаж" (коллектив, созданный при участии жены Василия Ольги - прим. авт.) наличествуют?
Василий Березуцкий: Нет. Есть у них такая песня, очень классная - "Целься". Раньше вот и в плей-листе моем была. Кстати, слушать "Винтаж" я стал уже после того, как познакомился с женой. До этого понятия о такой группе не имел. Знали только друзья.
Вообще из музыки что предпочитаете?
Василий Березуцкий: Слушаю все подряд. Радио в машине постоянно переключаю. Но если говорить именно о предпочтениях, это, наверное, наш, российский и зарубежный рок. Тот, что старенький.
Сами петь любите?
Василий Березуцкий: Я ужасно пою. Мне кажется, своим пением я только приношу вред всем вокруг, что мне потом постоянно припоминают (смеется). Стараюсь поэтому на публике не петь. Хотя петь, как любой человек, который этого делать не умеет, обожаю.
От магазинов - стресс
Василий, а кто у вас изображен на футболке?
Василий Березуцкий: Вообще без понятия. Видимо, этот мужик понравился жене, она ведь у меня занимается походами по магазинам.
А если бы на майке был портрет какого-нибудь спартаковца?
Василий Березуцкий: Ничего страшного.
Итак, всю одежду вам покупает жена?
Василий Березуцкий: Обычно да.
То есть вы магазинов сторонитесь?
Василий Березуцкий: Я если захожу, то беру первое, что попалось, и сразу вон. Она знает мои размеры, в курсе моих предпочтений. Конечно, примерно 20 процентов бракуется и отвозится обратно в магазин, но мне так проще. Нахождение в магазине для меня реально стресс. Но если уж мы туда идем, то довольно быстро я оказываюсь где-то около выхода, а Оля ходит и ходит.
Я отец терпеливый
Участвовать в жизни сына вам удается? Много времени с ним проводите?
Василий Березуцкий: Стараюсь посвящать ему все свободное время. Наверное, я единственный человек, который его ничему не учит. Моя функция - говорить ему, что можно, а что нельзя. Думаю, как мужчину он меня больше слушает. Может быть, это оттого, что у меня голос погрубей или я немножко страшный для него. Мы с ним много гуляем. Вчера, вот в бассейне занимались. Когда он у меня тонет, то тонет подольше, чем у других. Я отец терпеливый. Мне кажется, что он так быстрее плавать научится.
Вы строгий отец?
Василий Березуцкий: Пытаюсь быть строгим. Но это так непросто, когда видишь двухлетнего ребенка, который плачет или что-то у тебя просит. Периодически я просто сдаюсь.
Не за горами время, когда для чада нужно будет выбирать секцию. Или, может, видите в сыне музыкальный потенциал?
Василий Березуцкий: Жена у меня, между прочим, мастер спорта по синхронному плаванию, так что, думаю, отдадим ребенка в спорт. А вот в какой, пусть он сам выберет. Помню, когда нам с братом было по семь лет, мы пришли к отцу с заявлением: хотим играть в футбол. В 12 лет желание заниматься футболом резко поубавилось: все ребята гуляют на улице с девчонками, а у нас по расписанию тренировки. Мы с Лешей это дело на месяц забросили, и вот тогда отец нам сказал: футболистами, может, вы и не станете, но дело до конца сделайте, окончите спортивную школу. Прошло два года, и желание играть в футбол снова стало серьезным. Вот и я хочу, чтобы сын мой так определился, чтобы уж до конца. Будет это баскетбол - пожалуйста. Футбол - отлично. Хоккей - тоже хорошо. Но только не танцы! Захочет в танцы, исключим из семьи (смеется).
Так у вас же жена танцами профессионально занималась. Может тогда домашнее обучение?
Василий Березуцкий: Мне кажется, это обучение уже идет полным ходом. Ладно, дома еще можно.
Вас-то каким-нибудь па супруга обучила?
Василий Березуцкий: Я и так знал эти па. Мне жена, кстати, говорит, что я неплохо танцую. Хотя она и лукавить может…
Танцую лучше, чем пою?
Василий Березуцкий: Это даже не обсуждается! На троечку станцую.
Водитель - не роскошь
Вы к нам приехали с водителем. Московский трафик так утомил?
Василий Березуцкий: С водителем стал ездить где-то с июня: была травма, и от долгого сидения в одном положении начинала болеть нога. Восстановление шло медленно, около трех месяцев, вот и возникла идея с водителем. Теперь не могу отказаться. Поездка на работу занимает около часа с лишним. На обратный путь уходят все два с половиной. Путешествие в центр вообще может обернуться катастрофой. Любому футболисту вождение в таких условиях идет во вред. Так что с водителем я отдыхаю.
Похоже, ездить с водителем становится трендом у футболистов?
Василий Березуцкий: В Москве однозначно. В Питере с этим гораздо проще, потому что ребята там живут в пяти-десяти минутах от базы. В Москве же базы у всех, как правило, за городом: футболистам "Анжи" на дорогу вообще три часа требуется! Ну не должен любой спортсмен так долго находиться в статичном положении.
За три месяца, пока идет выздоровление, наверно, с ума сойти можно...
Василий Березуцкий: Мне было легко найти плюс в моем положении. Я ведь все время на сборах, ребенка почти не вижу. А тут такая возможность. Побывал с ребенком на море. Так что все было нормально. Хотя, не буду скрывать, травма - это всегда тяжело для футболиста.
Тренера подколоть сложнее
Вы известный любитель пошутить. Вспомните что-нибудь из последнего.
Василий Березуцкий: По-моему, последнюю шутку уже все видели. Я имею ввиду Секу Олисе с книжкой под названием "Черная обезьяна". Никакого расизма, чтобы там ни писали, это была шутка. Смеялись мы все всей командой, включая Секу и Мусу.
А над Слуцким не подсмеивались? Например, по поводу фото, на котором его застали в "Макдональдсе".
Василий Березуцкий: Тренера тяжело подкалывать. Этот человек взрослее, и он тренер все-таки. Но совет Леониду Викторовичу впредь пользоваться "Макавто" все же прозвучал (улыбается). А если серьезно, "Макдональдс" - слабость многих. Бывает, раз в месяц так хочется этой гадости, что приходится себе позволить. Вот только сына мы к этой потрясающей пище не приобщаем.
Какие еще слабости у Василия Березуцкого?
Василий Березуцкий: Вроде больше и нет. Люблю поспать, люблю поздно засыпать. Все слабости переносятся на время отпуска.
Буду вреднее Бубнова
Футбол смотрите с комментариями? Или вас они раздражают, и вы выключаете звук?
Василий Березуцкий: Да нет, мне очень нравится работа комментаторов. Главное, чтобы было побольше шуток, динамики. Вот, например, после первого тайма матча "Спартак" - "Барселона", когда "красно-белые" проигрывали 0:3, один из комментаторов заметил: "Да, еще есть время выбрать, с кем поменяться футболками". Ну блеск же. Главное, чтобы журналисты не мнили себя футбольными специалистами.
На критику экспертов типа Бубнова и Ловчева как реагируете?
Василий Березуцкий: Всех слушаю. Есть люди, которых ты действительно слушаешь и относишься к их критике очень серьезно. А есть Бубнов и иже с ним. Но мне они тоже очень нравятся, поднимают настроение. Без них было бы скучно. Главное не воспринимать их всерьез, относиться к их словам с улыбкой.
Есть эксперты, мнение которых уважаете?
Василий Березуцкий: Это тренеры, люди, которые играли. Когда высказываются люди, побывавшие в футболе, я всегда прислушиваюсь, неважно, плохо обо мне говорят или хорошо.
Сами о карьере комментатора не думали?
Василий Березуцкий: Посмотрим, я пока еще действующий футболист. Что дальше? Возможно, тренерская работа. С другой стороны, придешь в высшую тренерскую школу, а тебе там скажут: молодой человек, вы не подходите. Не хочу загадывать.
Может, экспертом? Технико-тактические действия считать, на манер Бубнова?
Василий Березуцкий: Считать вручную я ничего не буду. Тяжело ведь, да и специальные программы имеются. И, к слову, у Бубнова достаточно погрешностей. Но, если стану экспертом, буду еще вреднее. Бубнов хоть какие-то положительные моменты находит, у меня же и такого не будет.
О методах работы Фабио Капелло, о ситуации в ЦСКА читайте во второй части интервью Василия Березуцкого.