"В Москве заканчивается программа льготной аренды помещений для малого бизнеса, - заявил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов на конференции "Предпринимательство в России - миссия выполнима!". - Большинство помещений, которые сдаются по льготной цене, - пересдаются, т.е. это благо получают не те предприниматели, которые непосредственно там работают, а те, кто по каким-то причинам получил доступ к этой льготе. Такая программа не только не создает конкурентных условий, но и препятствует им".
При этом проблем у малого бизнеса в Москве немало. Одна из них - доступ к финансированию. Для того чтобы хоть частично решить эту проблему, до конца года начнет свою работу Фонд поддержки микрофинансовой деятельности, который будет давать займы финансовым организациям, а те, в свою очередь, будут выдавать кредиты предпринимателям. Идея в том, чтобы дать финансовым организациям - участникам программы дешевые деньги, для того чтобы снизить процентную ставку, под которую предприниматель будет получать кредит. Размер ставки должен составить примерно 12-14% годовых.
"Конечно, на всех желающих таких дешевых кредитов не хватит, поэтому эта программа будет совмещена с программой поддержки молодежного предпринимательства, а также с программой наставничества, - поясняет Андрей Шаронов. - Это будет сделано для того, чтобы помимо финансовой помощи молодежь могла получить совет от опытных предпринимателей.
Кроме того, это будет дополнительной гарантией успешности бизнеса начинающего предпринимателя, и также мы будем уверены, что эти деньги получат действительно те, кто в них нуждается, а не мошенники".
Помимо Фонда поддержки микрофинансовой деятельности, в 2013 году в Москве будет запущена программа поддержки экспорта для малого бизнеса. Выход на международные рынки позволяет компании перейти на существенно иной уровень развития. К этому стремятся большинство предпринимателей, однако для небольшой компании самостоятельно осуществить подобную стратегию и тяжело, и дорого, поэтому без поддержки здесь не обойтись.
Кроме того, по-прежнему будут поддерживать предпринимателей крупные российские фонды.
"У нас в стране создано достаточно механизмов для того, чтобы предприниматель получил поддержку и доступ к финансовым ресурсам, - считает президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг. - Если у будущего бизнесмена есть хорошая идея, то получить средства на ее реализацию вполне возможно. Однако деньги, полученные "на халяву", как правило, приносят мало пользы. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы эти средства были структурированы и направлены в нужное русло".
По мнению Вексельберга, такая "халява", например, в виде гранта все же нужна. Она помогает понять начинающему предпринимателю свой проект, оценить, сколько же действительно средств необходимо для реализации идеи. Кроме того, получая средства из фонда, предприниматель может получить от этой организации разумный патронат или экспертизу своего проекта, что не менее ценно, чем сами средства.
Однако многие эксперты убеждены, что не только такая адресная поддержка, но и даже поддержка целых отраслей почти всегда неэффективны, т.к. решают узкие задачи, а корень проблемы остается. Изменить ситуацию способно только создание благоприятной предпринимательской среды, в которой выгодно заниматься той или иной деятельностью.
"Мы не должны давать деньги предпринимателям, но мы должны давать им возможности для развития, - считает председатель совета директоров компании "Росинтер Ресторантс Холдинг" Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко. - А для этого многого не требуется. По большому счету, нужно чтобы предпринимательское сообщество оставили в покое и не регулировали его так сильно, как это делается сейчас в России".
По мнению бизнес-сообщества, излишние барьеры больше всего приносят вреда микробизнесу, который и является основой создания класса мелких собственников - опоры любого рыночного государства.
"Не нужно администрировать мелкого предпринимателя, - считает владелец сети книжных магазинов "Республика" Вадим Дымов. - Это не только губительно для самого предпринимателя, но и попросту не эффективно для государства. Необходимо патентовать мелких предпринимателей. Если такой бизнесмен будет знать, что он заплатил за патент и больше его никто трогать не будет, это и будет хорошим стимулом для развития мелкого предпринимательства".
Кроме того, бизнесу важно знать, что в определенный период времени, например, налоговое законодательство будет стабильно, и не добавится неожиданных барьеров.
"Нужно ввести мораторий на законодательные изменения на определенный период времени, чтобы не получилось так, что в один прекрасный день мы узнали, что налоги увеличились в пять раз, - говорит председатель комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике, член бюро правления РСПП Давид Якобашвили. - Любой бизнес любит стабильность. Когда он это почувствует, тогда к нам придут и иностранные инвесторы, и отечественные будут активнее вкладываться в различные проекты".
А пока в России ежемесячно открывается только около 35-40 тыс. компаний. Это на порядок меньше, чем в США. Там ежемесячный прирост компаний составляет 500 тысяч. Кроме того, в США самый большой процент успешных компаний, которые процветают не только внутри своей страны, но и на международных рынках.
"В США существует большое количество мелких собственников, которые создают добавленную стоимость товарам, тем самым поддерживая экономику, - говорит Ордовский-Танаевский Бланко. - Это целая армия предпринимателей, которая развилась благодаря здоровой конкурентной среде. И чем больше таких собственников, тем быстрее государство может выйти из самого сложного экономического кризиса. Поэтому России нужно увидеть связь между ВВП и количеством предпринимателей, без этого рост экономики невозможен".
И если в США предпринимательство является приоритетной отраслью экономики не только на словах, но и на деле, то в России ситуация усугубляется еще и тем, что имидж предпринимателя неуклонно снижается. Так, по данным исследования ФОМа, в 1998 году профессия предприниматель была самой популярной среди молодежи. В 2011 году эта профессия переместилась на 4-е место после юристов, финансистов и маркетологов и практически сравнялась по привлекательности с госслужбой. Также на вопрос о том, каких профессий сегодня не хватает отечественной экономике, 36% участников исследования ответили - рабочих и только 1% - предпринимателей.
Сегодня в России только около 3% населения называют себя предпринимателями, а около 12% хотели бы ими стать. При этом среди тех, кто лично знает предпринимателей, желание заняться той же деятельностью в два раза выше, чем у тех, кто с предпринимателями лично не знаком.
"Именно среда формирует сознание в обществе, поэтому нам нужно создать положительный образ предпринимателя и больше говорить об историях успеха этих людей, - считает президент ГК "Связной" Максим Ноготков. - В конечном итоге это даст свой результат".
По мнению бизнес-сообщества положительный образ предпринимателя в первую очередь должен родиться в головах молодых людей.
"Нужно обеспечить драйв предпринимательства в молодых людях, и вот здесь как раз и нужна поддержка государства, - считает основатель компании Geox Марио Моретти Полегато. - Именно молодыми людьми создается наибольшее количество бизнесов. Особенно нужно заниматься безработной молодежью, направить ее активность в нужное русло. Подтолкнуть людей к этой деятельности может только государство".