04.12.2012 00:47
Экономика

Госкомпании могут вывести из-под закона о госзакупках

Текст:  Александр Бойко (председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center)
Российская Бизнес-газета - : №46 (875)
Ожидается, что в самое ближайшее время правительство может вновь вернуться к поправкам в 223-ФЗ, более известным многим как закон о госзакупках госкомпаний. Дело в том, что топ-менеджмент госкорпораций направил властям предложения изменить этот закон, а именно исключить из сферы его действия сами госкомпании, их "дочек" и "внучек".
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что этот закон устанавливает для госкомпаний базовые принципы проведения закупок, которые должны быть открытыми, прозрачными для мониторинга и конкурентными. Однако, по мнению представителей госкомпаний, эти требования снижают инвестпривлекательность и капитализацию госкомпаний, а размещение на официальном сайте плана закупок ставит коммерческие организации с госучастием в неравные условия с конкурентами.

Во-первых, развитие свободной конкуренции является основным методом сокращения издержек при проведении закупок: чем больше поставщиков участвует в борьбе за право заключить контракт, тем меньшую цену вынужден предложить тот из них, кто стремится быть победителем. А значит, госкомпания, соблюдающая требования закона N 223-ФЗ, будет лишь экономить по результатам конкурентных процедур. Практика добросовестных закупщиков, выстроивших свою деятельность на принципах открытой конкуренции еще задолго до принятия закона, подтверждает это. Во-вторых, госкомпании имеют общественное значение. В их финансировании прямо или косвенно задействованы деньги налогоплательщиков. Если выхолащивать закон, делая его необязательным для целого ряда организаций, то не придется говорить и о конкуренции.

В данной ситуации логичнее было бы не дезавуировать нормы закона, а делать их более совершенными. Например, законодательно ввести общественный контроль за закупками госкомпаний. В законе же можно дать широкий, но исчерпывающий перечень закупочных процедур - не только торговых, но и неторговых конкурентных процедур, таких как запрос цен и запрос предложений, и также установить критерии выбора победителя для каждой из них. Наконец, необходимо разработать механизм защиты коммерческой тайны при публикации информации о закупках, который позволил бы компаниям не раскрывать свои секреты, но при этом и не давал бы им возможность избежать принципа открытости закупочного процесса.

Бизнес