Как отмечают специалисты областного департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, согласно действующим нормативам, на Смоленщине ежегодно нужно ремонтировать 1409 километров автодорог, в том числе капитально - 704. Однако фактически в 2009-2011 годах в порядок привели... 174 километра. До сих пор в 17 муниципальных районах насчитывается 66 дорог местного значения общей протяженностью 191 километр без твердого покрытия. На территории, вообще не имеющей выхода на сеть общего пользования, проживает почти 25 тысяч человек.
Проблем невероятно много, но смоленские чиновники уверены: реализация программы позволит снять все вопросы. По крайней мере, ее параметры настраивают на оптимизм. В 2013-2015 годах на проектирование, строительство и реконструкцию автодорог общего пользования и дорожных сооружений предполагается направить около миллиарда рублей. На капремонт и ремонт будет выделено почти 3,93 миллиарда. Примерно столько же пойдет на содержание магистралей. На проведение необходимых работ на мостах и путепроводах затратят приблизительно 450 миллионов рублей. Города воинской славы Вязьма и Ельня получат 120 миллионов рублей на наведение порядка в дорожном хозяйстве.
Рассчитывая повысить эффективность дорожных работ, администрация региона решила провести масштабную реформу отрасли. На протяжении последних лет - и в особенности в связи с подготовкой к 1150-летию города - властям при выборе подрядной организации постоянно приходилось сталкиваться с проблемами. Все они хорошо известны не только в Смоленской области, но и в других регионах, и связаны с применением федерального законодательства о госзаказе. Объявленные аукционы нередко признают несостоявшимися, а результаты тех, что прошли, опротестовывают проигравшие подрядчики. Да и победителями вполне могут стать недобросовестные организации.
С появлением многомиллиардного регионального дорожного фонда все эти проблемы только обострились, и чиновники приняли решение провести структурные изменения. Запланировано создать государственное казенное предприятие "Управление областных автодорог", в состав которого в качестве филиалов, лишенных хозяйственной самостоятельности, войдут все существующие в регионе дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ).
- Это предприятие получит возможность заниматься строительством и ремонтом дорог через государственное задание, - пояснил губернатор Алексей Островский. - Районные ДРСУ станут филиалами без возможности принимать самостоятельные решения. Эта реформа позволит администрации взять дорожные работы под контроль - как расходов дорожного фонда, так и качества и сроков выполнения работ.
Идея лишить самостоятельности 25 существующих в регионе ДРСУ, которые в настоящее время являются государственными унитарными предприятиями, нравится далеко не всем специалистам.
- Для многих районов ДРСУ является практически единственным налогоплательщиком, - напоминает один из областных чиновников, пожелавший остаться неназванным. - Кроме того, сомневаюсь, что станет больше порядка. Сейчас глава района, начальник РОВД и директор ДРСУ решают свои проблемы самостоятельно: нужно срочно что-то исправить на дороге - они сами договариваются, как решить проблему без всяких проволочек. После этой реформы так уже не получится: по любому, даже самому мелкому вопросу руководителю ДРСУ придется обращаться в Смоленск. А в головной конторе будут мыслить миллиардными объемами, и когда там обратят внимание на проблемы маленького района - неизвестно. Что это будет за система управления, если по любому поводу из Темкина, Угры, Новодугино придется звонить в Смоленск?
Большая часть ДРСУ входит в состав саморегулируемой организации "Объединение смоленских строителей". В ее руководстве уверены, что для ряда муниципальных районов эти предприятия являются не только налогоплательщиками, но и выполняют важную социальную функцию: дают работу местному населению.
- Уверен, что сохранить рабочие места в ходе этой реформы не удастся, - говорит первый заместитель гендиректора СРО Юрий Новиков. - При реформах такого рода всегда проводят так называемую оптимизацию штатной численности, в результате чего количество рабочих сокращается, а управленческое звено разрастается. Ведь информацию, поступающую из всех районов, нужно обработать, изучить заявки, согласовать их, утвердить, составить план работ... Это ж сколько людей нужно! Я понимаю, что все это делают ради того, чтобы не выносить дорожные работы на аукцион. Но что будет, когда законодательство изменится, когда вступит в действие федеральная контрактная система? Будем проводить очередную реформу отрасли и опять все ломать? Систему нужно создавать для того, чтобы она работала, а не для того, чтобы пытаться обойти закон. Я не уверен, что последствия этой реформы просчитаны до конца... Насколько мне известно, с профессиональным сообществом - строителями, дорожниками - этот вопрос не обсуждали.
Хотя областная целевая программа развития сети автодорог принята, ее основного исполнителя пока нет: процесс создания управления областных автодорог планируется завершить к 10 декабря.