В плацкартных вагонах всегда "аншлаг". В них ездят почти 70 процентов пассажиров. Фото:PhotoXPress
Такое предложение Федеральной службы по тарифам (ФСТ) об индексации тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом было поддержано на совещании у заместителя председателя правительства, сообщили "РГ" в минэкономразвития. Напомним, что раньше шла речь об увеличении тарифов на 10 процентов. Впрочем, в ФСТ, которая и должна утвердить тарифы, от официальных комментариев пока воздерживаются. "Решение еще не принято, мы ожидаем, что это будет сделано в ближайшее время", - сказали корреспонденту "РГ" в службе. А глава РЖД Владимир Якунин вчера лишь заметил, что железнодорожники будут повышать тарифы по гибкой схеме, которая у них уже существует. Такой ход они намерены использовать, чтобы рост цен не ударил больно по пассажирам, пояснил он. А пока нет официального документа, билеты на начало 2013 года продаются по ценам нынешнего года.
В минэкономразвития, между тем, объясняют, что решение по тарифам принималось "в условиях образовавшегося существенного дефицита бюджетных ассигнований". Дело в том, что государство устанавливает тарифы в плацкарте и общих вагонах, как правило, ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть компенсирует Федеральной пассажирской компании (ФПК) в виде субсидий. Уровень устанавливаемых в регулируемом секторе тарифов ниже экономически обоснованного в 1,5-2 раза в зависимости от типа вагона и категории поезда, уточняют в министерстве. При средней себестоимости перевозки одного пассажира в плацкартном вагоне 1448 рублей пассажир платит за билет 865 рублей, то есть 60 процентов. Остальное как раз и компенсируется государством. "Минэкономразвития считает, что господдержка пассажирских перевозок в дальнем следовании должна осуществляться в объемах, требующихся для удовлетворения существующего спроса населения, а также обеспечения безубыточности деятельности ФПК", - говорят в министерстве. В 2013 году поддержка должна была составить 30 миллиардов рублей. Но она была сокращена вдвое - с 30 миллиардов рублей до 14,8 миллиарда рублей.
Правда, как дают понять в минэкономразвития, повышением тарифов проблему не решить. "Системным решением является принятие федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", определяющего механизм государственного заказа на перевозки пассажиров в регулируемом секторе, принципы его формирования и финансирования", - считают в министерстве. И замечают, что вопрос о целесообразности дополнительной бюджетной поддержки пассажирских перевозок будет рассматриваться при корректировке бюджета весной следующего года.
Между тем Якунин в конце ноября уже говорил, что возможное увеличение тарифов на 20 процентов может привести к оттоку пассажиров. В свою очередь агентство "Прайм" опубликовало опрос, в котором людям предлагали ответить на вопрос, насколько критичен для них 20-процентный рост цен на железнодорожные билеты в плацкартные вагоны. В опросе участвовали 927 человек. Для подавляющего большинства (875 человек) такое подорожание будет критично. Только средняя цена билета поднимется на 173 рубля, а могла бы всего на 86,5 рубля. Если брать дальние поездки, стоимость которых сейчас составляет, например, две тысячи, то больше придется платить уже на 400 рублей.