Об этом и о том, чем может быть интересен этот регион бизнесу, чемпионате мира по футболу и ВТО в интервью "РГ" рассказал замполпреда в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. Он курирует Калининградскую область.
Правительство на прошлой неделе объявило, что со следующего года в Калининград по льготным билетам смогут летать все россияне. Говорят, это ваша инициатива. Почему важны льготы?
Станислав Воскресенский: Такое решение действительно объявлено. Предлагается, чтобы с 15 апреля по 15 октября действовали льготные авиабилеты стоимостью 3800 до Москвы и 3500 до Санкт-Петербурга.
Что нового? Раньше были льготы, но, во-первых, они действовали до 15 сентября. Во-вторых, только при наличии прописки в Калининградской области. На практике даже для калининградцев купить такие билеты сложно. Если летишь с ребенком - в свидетельстве же прописка не стоит, - нужны дополнительные справки. Онлайн бронирование также невозможно, нужно идти в кассу предъявлять прописку.
Почему это важно? Область де-факто транспортно отсечена от других областей России. Железнодорожное сообщение практически не используется, стоимость авиабилетов экономкласса в сезон может доходить до 17 000 рублей в одну сторону. Это отбивает желание у граждан России лететь в Калининград, ну и калининградцы не стремятся в Москву и Питер за такие деньги.
Жаль только, льготных билетов будет немного...
Станислав Воскресенский: Льготы - это один из шагов, который поможет сделать авиаперелеты более доступными. Но в целом проблема требует системных решений. По ним мы тоже работаем.
Есть планы по развитию и модернизации Калининградского аэропорта. Взлетно-посадочная полоса будет реконструирована таким образом, что аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов. А для больших самолетов, где установлено большее количество кресел, себестоимость перевозок ниже. Я надеюсь, проект по модернизации взлетно-посадочной полосы будет заказан уже в этом году, реконструкцию завершат в 2013-2014 годах.
К тому же сейчас в Калининградском аэропорту начинает работать все большее количество компаний. С 29 октября, кроме "Аэрофлота", "Ютэйр" и "Сибири", стала летать "Трансаэро". Это тоже может привести к снижению цен на билеты: там, где развивается конкуренция, потребитель выигрывает.
Сейчас ведем переговоры с авиакомпаниями о развитии авиаперевозок через Калининград, это должно также помочь снизить цены на билеты.
Путешествие поездом в Калининград может стать легче? Сейчас пассажирам приходится проходить в пути четыре таможенных и пограничных досмотра...
Станислав Воскресенский: А еще для покупки билета необходим загранпаспорт, надо лично обратиться в кассу не менее чем за 28 часов до отправления поезда, и при этом через 26 часов вам может быть отказано литовской стороной в транзитной визе. А сам поезд из Москвы, например, идет 22 часа 7 минут.
Барьеров много, и потому сейчас ехать до Калининграда поездом неудобно. Но у нас уже есть поручение правительства по организации бездосмотрового и безостановочного поезда по маршруту Москва - Калининград. Тогда отпадет необходимость обязательного наличия у пассажиров загранпаспорта, будет меньше время следования поезда. Это сложный проект. Он потребует в том числе и переговоров с Европейским союзом, где существует определенная нормативно-правовая база, ограничивающая возможности запуска такого поезда.
Но дорогу осилит идущий. Я считаю, что для области, да и для всей Российской Федерации, это очень важно. Калининград - это территория России, и она должна быть транспортно полноценно связана с другими регионами страны. А то, что сегодня есть ограничения в передвижении, фактически разрывает страну на части. Поэтому мы и уделяем так много внимания транспортным проектам.
Вы ведь перебрались в Калининград относительно недавно. Какие первые впечатления, в чем плюсы и минусы Калининграда?
Станислав Воскресенский: Калининград уникален, и политика в отношении него должна быть особой, я в этом убежден. По нереализованному потенциалу развития, наверное, это территория номер один в стране. Близость к Европе, выход к морю, эксклавное положение (есть минусы, но есть и плюсы), уникальное историческое наследие. Но главное - наличие образованных и целеустремленных людей.
Для бизнеса действует режим особой экономической зоны: нет налога на прибыль и налога на имущество первые 6 лет, отсутствуют ввозные пошлины и ввозной НДС для товаров, потребляемых на территории области.
При этом местные предприятия живут в условиях жесткой конкуренции со стороны соседней Прибалтики и Польши. От центра Калининграда до границы с Евросоюзом на машине ехать 45 минут. Там сегодня и продукты питания дешевле, и услуги здравоохранения и образования, при более высоком качестве. И это на фоне транспортной отрезанности от России, о которой я уже говорил.
Поэтому экономическое развитие должно опираться на создание лучшей среды для инвестиций и ведения бизнеса, появления рабочих мест нового качества. Чтобы по полной заработали те условия, которые предусмотрены особой зоной.
Что касается других аспектов развития, важно по-настоящему связать Калининград с остальной частью России. Речь не только об удобном и недорогом транспортном сообщении. Речь о социокультурной связи. Чтобы в Калининград хотелось ехать вне зависимости от туристического сезона и также калининградцам хотелось активнее участвовать в жизни всей большой России.
Калининградцев, судя по публикациям на местных интернет-форумах, беспокоит вступление России в ВТО. Там есть даже такой специфический термин - "проблема 2016 года"...
Станислав Воскресенский: Она связана с тем, что, с одной стороны, с 2016 года при поставках с территории Калининграда на территорию других областей будет взиматься таможенная пошлина. С другой - из-за ВТО будут снижены пошлины на ряд импортных товаров. Предприниматели волнуются, что в итоге их продукция, ввозимая на территорию "большой России", будет неконкурентоспособна.
Проблема действительно есть. На нее накладывается и постоянный рост издержек. Например, тарифы на перевозки, энергию. Мы сейчас вместе с калининградским бизнес-сообществом формулируем набор мер, которые могли бы компенсировать эти проблемы. Говорить о конкретных решениях пока рано. Это должна быть консолидированная позиция всего бизнес-сообщества региона.
Но вступление в ВТО дает области и новые возможности. В частности, при транзите товаров через Литву, литовцы не смогут теперь законно задирать тарифы и дискриминировать транзит.
Кроме того, в целом для тех производств, которые будут ориентированы на экспорт, возможностей продвигать свои товары на другие рынки со вступлением в ВТО стало больше.
На прошлой неделе мы договорились с Агентством по страхованию экспортных кредитов о разработке продуктов для малого и среднего бизнеса с учетом калининградской специфики. Это в помощь тем предприятиям, которые экспортируют или собираются экспортировать. Надеюсь, в будущем году бизнес сможет воспользоваться этими возможностями.
Как еще можно поддержать бизнес в этот сложный период?
Станислав Воскресенский: Очень важно сосредоточиться на качественном изменении инвестиционного климата.
Инвестклимат - это не только улучшение таможенных, сертификационных и других процедур, нужна инфраструктура, которая бы снижала издержки. Важно системно договориться с федеральным центром о тарифах на перевозки, модернизировать аэропорт, дорожную сеть. Кроме инвестиций в транспорт, на федеральном уровне будут и серьезные инвестиции в энергетику региона, что, например, должно решить вопрос с подключениями предприятий к сетям.
Недавно принятое решение о включении Калининградской сетевой компании "Янтарьэнерго" в Федеральную сетевую компанию (ФСК) этому поможет?
Станислав Воскресенский: Это решение - часть большой реформы энергетики. Недавно, как вы знаете, подписан указ президента об объединении ФСК и холдинга МРСК (Межрегиональные распределительные сети. - Ред.). Для Калининграда это особенно важно. Наша местная сетевая компания "Янтарьэнерго" за услугу по передаче ежегодно выплачивала ФСК 900 миллионов рублей. Тогда как в компенсацию на обслуживание этих сетей получала 30 миллионов рублей. Теперь этого не будет. В итоге сэкономленные деньги будут направлены на инвестиционную программу, чтобы повысить качество и надежность сетей, сократить количество аварий и отключений в будущем. А также обеспечить подключение к сетям предприятий.
Я напомню, в какой системе координат мы живем сегодня: в Германии среднее время отключения электроэнергии составляет 50 минут на одного жителя - 50 в год, в Калининграде - 210-230 минут. То есть качество сетей почти в 5 раз хуже европейского. Это недопустимо.
У нас, как правило, инвестиционные планы энергетиков для граждан и бизнеса однозначно оборачиваются увеличением тарифов. С этим можно что-то сделать?
Станислав Воскресенский: С этим нужно что-то делать. Для начала - сделать понятной и обоснованной взаимосвязь между ростом тарифов и инвестпрограммами.
Я, еще когда работал в правительстве, говорил, что энергетики запутывают граждан, потому что в их формулах образования тарифов ни один нормальный человек разобраться просто не может. Никто не понимает, откуда берутся такие тарифы, что мы получаем взамен их роста. Теперь мы договорились с минэнерго, что уже в этом году сделаем на базе "Янтарьэнерго" своеобразный пилотный проект по обсуждению инвестиционной программы местной сетевой компании. Мы хотим, чтобы "Янтарьэнерго" провело в Калининграде, может быть, неприятную для себя процедуру максимально публичных обсуждений инвестпрограммы - не на энергетическом, а на русском языке. Чтобы люди в результате поняли, куда пойдет каждая из копеек, сэкономленных за счет объединения энергетических активов. А в зависимости от того, как энергетики защитят инвестпрограмму, будут приниматься тарифные решения.
И все-таки, на какие отрасли в регионе надо делать ставку?
Станислав Воскресенский: Я считаю, не надо искать волшебных палочек, их нет. Надо просто последовательно создавать условия для бизнеса и развивать несколько индустрий. В том числе и для того, чтобы не зависеть от какой-либо одной отрасли или предприятия.
Есть объективные предпосылки для развития сразу по нескольким направлениям как существующим: автомобильная промышленность, судостроение, информационные технологии, туризм, так и новым: услуги здравоохранения, образования.
В Калининграде есть свой университет. В нем предстоят перемены?
Станислав Воскресенский: Мы сейчас отдельно занялись Балтийским федеральным университетом имени Канта. В минобрнауки проходят консультации по стратегии его дальнейшего развития и реализации этой стратегии.
Потому что, как ни странно, хорошее образование - это тоже фактор инвестиционного климата. Вопрос кадров для любого инвестора - один из главных, и университет должен давать такое образование, чтобы его выпускниками были довольны работодатели.
А одним из приоритетных направлений в стратегии развития университета может стать медицина. С одной стороны, близость Европы дает возможность привлекать в Калининград лучших европейских профессоров в этой сфере. С другой - поможет решить в области существующую проблему с медицинскими кадрами. Наконец, наличие грамотных специалистов позволит заработать на медицинских услугах.
Калининград стал одним из городов, где будет проходить чемпионат мира по футболу в 2018 году. Город этого права добивался, боролся за него. Зачем вам это нужно?
Станислав Воскресенский: Для области это очень важное дело. И главное здесь, конечно, не футбол сам по себе, а возможность качественно изменить страну, жизнь граждан в тех городах, где будут проходить соревнования. Это шанс привлечь инвестиции - и частные, и государственные - не столько в спортивную, сколько в транспортную, энергетическую инфраструктуру, в ЖКХ. По самым скромным оценкам, для Калининграда они могут составить минимум 70 миллиардов рублей. Сейчас правительство и минтранс готовят отдельные транспортные схемы по всем 11 городам, где пройдет чемпионат, включая Калининградскую область.
А в сам город будут вкладываться средства и усилия? Известно ли, как он будет меняться внешне, будут ли восстанавливаться памятники - тот же Королевский замок, например?
Станислав Воскресенский: Мы говорили с мэром и многими представителям общественных организаций, что Калининграду надо обрести свой облик. Здесь уникальное место, где соединились несколько концепций - тевтонская, немецкая, советская и новорусская. И это надо использовать. У нас даже создан специальный проект - "Сердце города", смысл которого в том, чтобы привлечь лучших архитекторов, мыслителей из России, Европы и понять, как мог бы выглядеть Калининград в этом веке и даже, не побоюсь таких заявлений, в этом тысячелетии.
Здесь важно определиться до того, как будет пройдена некая "точка невозврата", как произошло с Москвой, когда город уже потерял свое лицо, а властям приходится фактически разгребать прошлое, они ограничены ранее принятыми решениями, начатыми застройками.
Это интересная интеллектуальная задача. А споры по отдельным объектам - надо ли восстанавливать их исторический облик или нет - на мой взгляд, вторичны. Первичен вопрос: каким мы хотим видеть Калининград и область, и отталкиваться от этого видения. Но его не могут сформировать чиновники, это должен быть итог определенного общественного консенсуса.
Станислав Воскресенский назначен заместителем полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе в июле 2012 года.
До этого работал в администрации президента, был российским шерпой в "большой двадцатке". Занимал должность замминистра экономического развития, в министерстве курировал вопросы инвестиционной и налоговой политики, а также вопросы тарифной политики, регулирования инфраструктурных реформ и энергоэффективности.